Подготовка к ЕГЭ самостоятельно. История. История России с 1682 до 1801 г.

Что же нужно знать и уметь по темам?
ЗНАТЬ:

События, явления, процессы:
История России:
Россия в эпоху преобразований Петра I:
Причины и предпосылки преобразований. Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Внешняя политика. Северная война. Преобразования Петра I в области культуры. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. 

Эпоха «дворцовых переворотов»:
Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика России в 1725–1762 гг.
Россия в 1760–1790-е гг.: «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство. Внутренняя и внешняя торговля. Социальный строй. Народы России. Национальная политика. Обострение социальных противоречий их влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. Внешняя политика России в период правления Екатерины II, её основные задачи, направления, итоги. Влияние идей Просвещения на культурное пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное образование. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий.

История зарубежных стран (события, процессы, явления), знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ:
Правление Людовика XV во Франции. Правление Фридриха II в Пруссии. Движение луддитов в Англии. «Бостонское чаепитие». Принятие Декларации независимости США. Принятие конституции США. Начало революции во Франции (1789 г.). Принятие Декларации прав человека и гражданина. Принятие Билля о правах в США. Президентство Дж. Вашингтона в США. Начало революционных войн Франции. Крушение монархии во Франции. Приход к власти во Франции якобинцев. Казнь короля Людовика XVI во Франции. Итальянский поход Наполеона Бонапарта. Египетский поход Наполеона Бонапарта. Государственный переворот Наполеона Бонапарта 18–19 брюмера.

Процессы, явления истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 19 ЕГЭ:
«Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссии. Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.

Периодизация истории России, годы (даты) основных событий, в том числе:
1682–1725 – царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V) 1682–1689 – правление царевны Софьи
1682, 1689, 1698 – восстания стрельцов
1686 – Вечный мир с Речью Посполитой

1686–1700 – война с Османской империей
1687 – основание Славяно-греко-латинской академии в Москве 1687, 1689 – Крымские походы
1689 – Нерчинский договор с Китаем
1695, 1696 – Азовские походы
1697–1698 – Великое посольство
1700–1721 – Северная война
1700 – поражение русской армии под Нарвой
1703, 16 мая – основание Санкт-Петербурга
1705–1706 – восстание в Астрахани
1707–1708 – восстание Кондратия Булавина
1708–1710 – губернская реформа
1708, 28 сентября – битва при деревне Лесной
1709, 27 июня – Полтавская битва
1711 – учреждение Сената; Прутский поход
1714 – указ о единонаследии
1714, 27 июля – Гангутское сражение
1718–1721 – учреждение коллегий
1718–1724 – проведение подушной переписи и первой ревизии 1720 – сражение у острова Гренгам
1721 – Ништадтский мир
1721 – провозглашение России империей
1722 – введение Табели о рангах
1722–1723 – Каспийский (Персидский) поход

1724 – указ об учреждении Академии наук в Санкт-Петербурге 1725–1727 – правление Екатерины I
1727–1730 – правление Петра II
1730–1740 – правление Анны Иоанновны

1735–1739 – Русско-турецкая война
1741–1743 – Русско-шведская война
1740–1741 – правление Иоанна VI Антоновича
1741–1761 – правление Елизаветы Петровны
1755 – основание Московского университета
1756–1763 – Семилетняя война
1761–1762 – правление Петра III
1762 – Манифест о вольности дворянской
1762–1796 – правление Екатерины II
1768–1774 – Русско-турецкая война
1770, 26 июня – Чесменское сражение
1770, 21 июля – сражение при Кагуле
1773–1775 – восстание Емельяна Пугачёва
1774 – Кючук-Кайнарджийский мир
1775 – начало губернской реформы
1783 – присоединение Крыма к Российской империи
1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам
1787–1791 – Русско-турецкая война
1788 – указ об учреждении Духовного собрания магометанского закона 1788-1790 – Русско-шведская война
1790, 11 декабря – взятие Измаила
1791 – Ясский мир с Османской империей
1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой
1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии
1796–1801 – правление Павла I

Персоналии:

Государственные и военные деятели: 
Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф.М. Апраксин, А.П. Бестужев-Рюмин, Э.И. Бирон, Я.В. Брюс, А.П. Волынский, В.В. Голицын, Ф.А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, Ф.Я. ефорт, И. Мазепа, А.Д. Меншиков, Б.К. Миних, А.Г. Орлов, А.И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, царевна Софья, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.П. Шафиров, Б.П. Шереметев.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования:
Батырша, Г.З. Байер, В.И. Баженов, В. Беринг, В.Л. Боровиковский, Д.С. Бортнянский, братья Лихуды, Ф.Г. Волков, Е.Р. Дашкова, Н.Д. Демидов, Г.Р. Державин, Димитрий Ростовский, М.Ф. Казаков, А.Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И.П. Кулибин, Д.Г. Левицкий, М.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер, А.К. Нартов, И.Н. Никитин, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов, Феофан Прокопович, Е.И. Пугачёв, А.Н. Радищев, В.В. Растрелли, Ф.С. Рокотов, Н.П. Румянцев, А.П. Сумароков, В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д.И. Фонвизин, Ф.И. Шубин, И.И. Шувалов, П.И. Шувалов, М.М. Щербатов, Салават Юлаев, Стефан Яворский.

Основные исторические понятия, в том числе:
Ассамблея. Барокко. Бироновщина. Верховный тайный совет. Гвардия. Гильдия. Губерния. Дворцовый переворот. Духовные управления (мусульманские). Империя. Классицизм. Коллегии. Кондиции. Крепостная мануфактура. Магистрат. Меркантилизм. Модернизация. Прокурор. Просвещённый абсолютизм. Ратуша. Ревизия. Рекрутские наборы. Рококо. Секуляризация. Сенат. Сентиментализм. Синод. Табель о рангах. Уложенная комиссия. Фискал.


УМЕТЬ:
  • Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. 

  • Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. 

  • Использовать исторические понятия и термины в историческом контексте. 

  • Группировать исторические явления и события по заданному признаку. 

  • Проводить атрибуцию письменного исторического источника. 

  • Осуществлять поиск информации в письменном историческом источнике. 

  • Использовать контекстные знания при работе с письменным историческим источником. 

  • Работать с информацией, данной в виде таблицы. 

  • Проводить атрибуцию исторической карты (схемы). 

  • Самостоятельно определять объекты, обозначенные на карте (схеме). 

  • Использовать контекстную информацию при работе с исторической картой (схемой). 

  • Соотносить информацию, представленную на карте с информацией, представленной в форме текста. 

  • Проводить атрибуцию вещественного исторического источника на основе изобразительной наглядности. 

  • Анализировать изображение, связанное с определенной исторической эпохой, делать выводы. 

  • Анализировать историческую ситуацию, делать выводы. 

  • Самостоятельно аргументировать данную точку зрения. 

  • Самостоятельно формулировать причинно- следственные связи. 

  • Самостоятельно определять влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России. При написании последовательного связного текста избегать фактических ошибок.


Видеоуроки "Российской электронной школы":


Методические материалы:

История России:

  • История России. 8 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций : в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение.

  • История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В.Н.. Захаров, Е. В. Пчелов ; под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, директора Института российской истории РАН Ю. А. Петрова. - Москва: Русское слово.

  • История России. 8 класс: учебное пособие / П. А. Баранов, В. Г. Вовина; под общей редакцией академика РАН В. А. Тишкова. – М.: Вентана-Граф.

  • История России. Конец XVII - XVIII в. 8: учебник / [И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко, И.В. Амосова и др.]. – М.: Дрофа.

  • История. 10-11: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций: базовый и углублённый уровни: часть 1 / А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: Русское слово. – §§ 39 – 49, 63.

  • История России. 11 класс. Базовый и углублённый уровни : учебник : часть 2 / С. Н. Рудник, О. Н. Журавлёва, Д. В. Кузин ; под общей редакцией академика РАН В. А. Тишкова. - 2-е изд., стер. – М.: Вентана-Граф. - глава 5.

  • История России. 11 : углублённый уровень : учебник : часть 1 / О.В. Волобуев, И.Л. Андреев, Л. М. Ляшенко [и др.]. - Москва: Дрофа. - §§ 37 – 50

  • История России. Конец XVII - XVIII век. 8 класс / Черникова Т.В, Агафонов С.В.; под общей редакцией Мединского В.Р. – М. : Просвещение.

  • История. История России. С древнейших времён до 1914 года (в 2 частях). 11 класс / Борисов Н.С., Левандовский А.А.; под редакцией Карпова С.П. – Москва : Просвещение.

История зарубежных стран:

  • Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций : в трех частях / [А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина и др.] ; под редакцией А. А. Искендерова. – М.: Просвещение.

  • Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов, Л. А. Пименова; под научной редакцией С. П. Карпова. – М.: Русское слово.

  • Всеобщая история. Новое время. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Д.Ю. Бовыкин, В. А. Ведюшкин. – М.: Просвещение.

  • Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век / Морозов А.Ю, Абдулаев Э.Н, Тырин С.В, Чиликин КЛ. ; под общей редакцией Мединского В.Р. – М.: Просвещение.
















  • Подготовка к ЕГЭ самостоятельно. История. История России в 1505 – 1682 гг.
  • Последний ароморфоз: истоки человека и его будущее сверхадаптивности
  • 2.1.7 Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • Оставить комментарий