Подготовка к ЕГЭ самостоятельно. История. История России в 1505 – 1682 гг.

Что же нужно знать и уметь по темам?
ЗНАТЬ:

События, явления, процессы:
История России:

Россия в XVI в.:
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных князей. Органы государственной власти. Унификация денежной системы. Местничество. Государство и Церковь. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления. Опричнина: сущность, результаты и последствия. Внешняя политика России в XVI в. Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян. Формирование вольного казачества. Культурное пространство России в XVI в. Многонациональный состав населения. Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества в Русской Православной Церкви. Пресечение династии Рюриковичей.

Смута в России: 
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности и основных этапах. Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъём национально-освободительного движения и роль в нём Русской Православной Церкви. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII в.: 
Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавия. Церковный раскол. Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура российского общества. Русская деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения. Внешняя политика России в XVII в. Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытии и русские географические открытия. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Развитие образования и научных знаний.

История зарубежных стран (события, процессы, явления), знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ: 
Открытие Америки Х. Колумбом. Завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии. Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера. Крестьянская война в Германии. Начало Реформации в Англии. Аугсбургский религиозный мир. Религиозные войны во Франции. Освободительная война в Нидерландах. Образование Речи Посполитой. Варфоломеевская ночь во Франции. Утрехтская уния. Разгром Англией Непобедимой армады. Нантский эдикт Генриха IV во Франции. Тридцатилетняя война. Деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции. Начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции. Принятие английским парламентом «Великой ремонстрации». Гражданская война в Англии. Правление французского короля Людовика XIV. Вестфальский мир. Казнь английского короля Карла I. Провозглашение Англии республикой. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация династии Стюартов в Англии. «Славная революция» в Англии.

Процессы, явления истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 19 ЕГЭ: 
Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII в. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII в. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII в. Культура и картина мира человека раннего Нового времени.

Периодизация истории России, годы (даты) основных событий, в том числе:
1505–1533 – княжение Василия III
1510 – присоединение Псковской земли
1514 – включение в состав Русского государства Смоленской земли 1521 – присоединение Рязанского княжества
1533–1584 – княжение (царствование) Ивана IV Васильевича Грозного 1533–1538 – регентство Елены Глинской
1538–1547 – период боярского правления
1547 – принятие Иваном Грозным царского титула
1549 – первый Земский собор
1550 – принятие Судебника Ивана IV
1552 – взятие русскими войсками Казани
1556 – присоединение к России Астраханского ханства
1556 – отмена кормлений
1558–1583 – Ливонская война
1564 – издание первой датированной российской печатной книги

1565–1572 – опричнина
1581–1585 – покорение Сибирского ханства Ермаком
1584–1598 – царствование Фёдора Ивановича
1589 – учреждение в России патриаршества
1598–1605 – царствование Бориса Годунова
1604–1618 – Смута в России
1605–1606 – правление Лжедмитрия I
1606–1610 – царствование Василия Шуйского
1606–1607 – восстание Ивана Болотникова
1607–1610 – движение Лжедмитрия II
1611–1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы
1613–1645 – царствование Михаила Фёдоровича
1617 – Столбовский мир со Швецией
1618 – Деулинское перемирие с Речью Посполитой
1632–1634 – Смоленская война
1645–1676 – царствование Алексея Михайловича
1648 – Соляной бунт в Москве
1648 – поход Семёна Дежнёва
1649 – принятие Соборного Уложения. Юридическое оформление крепостного права в центральных регионах страны
1649–1653 – походы Ерофея Хабарова
1653 – реформы патриарха Никона, начало старообрядческого раскола в Русской Православной Церкви
1654 – Переяславская Рада. Переход под власть России земель Войска Запорожского 1654–1667 – война с Речью Посполитой
1656–1658 – война со Швецией
1662 – Медный бунт
1667 – Андрусовское перемирие
1670–1671 – восстание Степана Разина
1676–1682 – царствование Фёдора Алексеевича

Персоналии:
Государственные и военные деятели: Алексей Адашев, царь Алексей Михайлович, Иван Болотников, Василий III, Елена Глинская, царь Борис Годунов, Ермак, царь Иван IV Грозный, Андрей Курбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, А.С. Матвеев, Кузьма Минин, царь Михаил Фёдорович, Б.И. Морозов, А.Л. Ордин-Нащокин, Д.М. Пожарский, М.В. Скопин- Шуйский, Малюта Скуратов, царь Фёдор Алексеевич, царь Фёдор Иванович, Богдан Хмельницкий, царь Василий Шуйский.


Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С.И. Дежнёв, патриарх Никон, Нил Сорский, Симеон Полоцкий, В.Д. Поярков, С.Т. Разин, протопоп Сильвестр, С.Ф. Ушаков, Иван Фёдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп (Колычев), Е.П. Хабаров, Андрей Чохов.

Основные исторические понятия, в том числе:
Избранная рада. Гетман. Гетманщина. Государев двор. Заповедные лета. Засечная черта. Земские соборы. Казачество. Крепостное право. Мануфактура. Местничество. Опричнина. Парсуна. Патриарх. Полки нового (иноземного) строя. Посад. Приказы. Раскол. Реформы. Самодержавие. Самозванство. Слобода. Соборное уложение. Сословно-представительная монархия. Старообрядчество. Стрельцы. Урочные лета. Челобитная. Ярмарка. Ясак.


УМЕТЬ:
  • Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. 

  • Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. 

  • Использовать исторические понятия и термины в историческом контексте.

  • Группировать исторические явления и события по заданному признаку. 

  • Проводить атрибуцию письменного исторического источника. 

  • Осуществлять поиск информации в письменном историческом источнике. 

  • Использовать контекстные знания при работе с письменным историческим источником. 

  • Работать с информацией, данной в виде таблицы. Проводить атрибуцию исторической карты (схемы).

  • Самостоятельно определять объекты, обозначенные на карте (схеме). 

  • Использовать контекстную информацию при работе с исторической картой (схемой). 

  • Соотносить информацию, представленную на карте с информацией, представленной в форме текста. 

  • Анализировать изображение, связанное с определенной исторической эпохой, делать выводы. 

  • Анализировать историческую ситуацию, делать выводы. 

  • Самостоятельно аргументировать данную точку зрения. 

  • Самостоятельно формулировать причинно- следственные связи. 

  • Самостоятельно определять влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России. При написании последовательного связного текста избегать фактических ошибок.


Видеоуроки "Российской электронной школы":

Методические материалы:

История России:

  • Учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева ; под редакцией А. В. Торкунова. – М. : Просвещение.

  • История России XVI - XVII века. : учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е. В. Пчелов, П. В. Лукин ; под научной редакцией доктора исторических наук, профессора Ю. А. Петрова. – М. : Русское слово.

  • История России. 7 класс : учебник / В. Г. Вовина, П. А. Баранов, Т. И. Пашкова, И. М. Лебедева ; под общей редакцией академика РАН В. А. Тишкова. – М. : Вентана-Граф.
    История России, XVI - конец XVII века. 7 класс : учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Данилевский, И. Н. Фёдоров [и др.]. – М. : Дрофа.

  • История. 10-11 : учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций : базовый и углублённый уровни : часть 1 / А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М. : Русское слово. – §§ 32 – 38.

  • История России. 11 класс. Базовый уровень и углубленный уровень : учебное пособие : часть 1 / О. Н. Журавлёва, Т. И. Пашкова ; под общей редакцией академика РАН В. А. Тишкова. - Москва : Вентана-Граф. - главы 3, 4.

  • История России. 11 : углублённый уровень : учебник : часть 1 / О. В. Волобуев, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко [и др.]. - Москва : Дрофа. - §§ 24 – 36.
    История России. XVI - конец XVII века. 7 класс. / Черникова Т.В., Пазин Р.В.; под общей редакцией Мединского В.Р. – М. : Просвещение.

  • История. История России. С древнейших времён до 1914 года (в 2 частях). 11 класс / Борисов Н.С., Левандовский А.А.; под редакцией Карпова С.П. – Москва : Просвещение.

История зарубежных стран:

  • Всеобщая история. История нового времени. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина ; под редакцией А. А. Искендерова. - Москва : Просвещение.

  • Всеобщая история. История нового времени. Конец XV-XVII век : учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / О. В. Дмитриева ; под научной редакцией С. П. Карпова. – М. : Русское слово.

  • Всеобщая история. Новое время. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций / В. А. Ведюшкин, Д. Ю. Бовыкин. – М. : Просвещение.

  • История России. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / Морозов А.Ю, Абдулаев Э.Н., Тырин С.В., Чидикин К.П.; под общей редакцией Мединского В.Р. – М. : Просвещение.


  • Подготовка к ЕГЭ самостоятельно. История. I-XVI век
  • Последний ароморфоз: истоки человека и его будущее сверхадаптивности
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.4.5 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
  • Оставить комментарий