Подготовка к ЕГЭ самостоятельно. История. I-XVI век

Что же нужно знать и уметь по темам?
ЗНАТЬ:

События, явления, процессы, теоретические положения:

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Образование Руси:
Исторические условия образования государства Русь. Формирование территории. Внутренняя и внешняя политика первых князей. Принятие христианства и его значение для общества и государства. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X – начале XII в.:
Территория, органы власти, социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право. Внешняя политика и международные связи. Древнерусская культура.

Русь в середине XII – начале XIII в.:
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры.

Русские земли в середине XIII – XIV в.:
Возникновение Монгольской империи. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Политический строй Новгорода и Пскова. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Возвышение Московского княжества. Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского господства. Православная Церковь в ордынский период русской истории. Культурное пространство русских земель. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири. Золотая Орда. Межкультурные связи и коммуникации.

Формирование единого Российского государства в XV в.:
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобица в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Создание общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Культурное пространство единого государства.

История зарубежных стран (события, процессы, явления), знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ: Падение Западной Римской империи. Возникновение государства франков. Правление Юстиниана в Византийской империи. Возникновение ислама. Возникновение государства у арабов. Провозглашение Карла Великого императором. Распад Франкской империи. Образование Священной Римской империи. Разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую). Нормандское завоевание Англии. Крестовые походы. Захват Константинополя крестоносцами. Принятие Великой хартии вольностей в Англии. Возникновение английского парламента. Созыв Генеральных штатов во Франции. Столетняя война. Жакерия во Франции. Восстание под предводительством У. Тайлера в Англии. Битва на Косовом поле (1389 г.). Гуситские войны. Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Людовика XI во Франции. Падение Византийской империи. Правление Генриха VII в Англии.

Процессы, явления истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 19 ЕГЭ: Цивилизации Древнего Востока. Древняя Греция. Период эллинизма. Древний Рим. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Западное христианство. Возникновение и развитие ислама.

Периодизация истории России, годы (даты) основных событий, в том числе:
862 – «призвание» Рюрика
882 – захват Олегом Вещим Киева

907 – поход Олега Вещего на Константинополь
911 – договор Руси с Византией
941, 944 – походы Игоря Старого на Константинополь, договоры Руси с Византией 964–972 – походы Святослава Игоревича
978/980–1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве
988 – крещение Руси
1016–1018 и 1019–1054 – княжение Ярослава Мудрого
XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)
1097 – Любечский съезд
1113–1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха
Начало XII в. – «Повесть временных лет»
XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)
1147 – первое упоминание Москвы в летописях
1185 – поход Игоря Святославича на половцев
1223 – битва на р. Калке
1237–1241 – завоевание Руси ханом Батыем
1240, 15 июля – Невская битва
1242, 5 апреля – Ледовое побоище
1325–1340 – княжение Ивана Калиты
1359–1389 – княжение Дмитрия Донского
1378, 11 августа – битва на р. Воже
1380, 8 сентября – Куликовская битва
1382 – разорение Москвы ханом Тохтамышем
1389 – 1425 – княжение Василия I
1395 – разгром Золотой орды Тимуром
1410, 15 июля – Грюнвальдская битва
1425–1453 – междоусобная война в Московском княжестве
1425–1462 – княжение Василия II Темного
1448 – установление автокефалии Русской Православной Церкви
1462–1505 – княжение Ивана III. Образование единого Российского государства 1478 – присоединение Новгородской земли к Москве
1480 – «стояние» на р. Угре. Падение Ордынского владычества
1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве
1497 – принятие общерусского Судебника


Персоналии:
Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Батый (Бату), Василий I, Василий II Тёмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Гедимин, Даниил Галицкий, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь «Старый», Игорь Святославич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег Вещий, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Игоревич, София (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Пахомий Серб, митрополит Пётр, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.

Основные исторические понятия, в том числе:
Автокефалия (церковная). Базилика. Балты. Баскак. Берестяные грамоты. Былины. Вече. Военный монашеский Орден. Вотчина. Герб. Город. Граффити. Гривна. Дань. Десятина. Дружина. Жития. Закупы. Инок (монах). Ислам. Иудаизм. Князь. Кормление. Крестово- купольный храм. Крестоносцы. Крестьяне. Купцы. Курултай. Летопись. Люди. Митрополит. Мозаика. Монастырь. Орда. Плинфа. Подсечно-огневая и переложная системы земледелия. Половцы. Полюдье. Поместье. Посадник. Православие. Преподобный. Присваивающее и производящее хозяйство. Русь. Святитель. Село. Скифы. Славяне. Смерды. Традиционные верования. Финно-угры. Фреска. Холопы. Христианство. Царь. Централизация.

УМЕТЬ:
  • Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории.

  • Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. Использовать исторические понятия и термины в историческом контексте.

  • Группировать исторические явления и события по заданному признаку.

  • Проводить атрибуцию письменного исторического источника. Осуществлять поиск информации в письменном историческом источнике.

  • Использовать контекстные знания при работе с письменным историческим источником.

  • Работать с информацией, данной в виде таблицы.

  • Проводить атрибуцию исторической карты (схемы). Самостоятельно определять объекты, обозначенные на карте (схеме). Использовать контекстную информацию при работе с исторической картой (схемой). Соотносить информацию, представленную на карте с информацией, представленной в форме текста.

  • Проводить атрибуцию вещественного исторического источника на основе изобразительной наглядности. Анализировать изображение, связанное с определенной исторической эпохой, делать выводы.

  • Анализировать историческую ситуацию, делать выводы. Самостоятельно аргументировать данную точку зрения.

  • Самостоятельно формулировать причинно-следственные связи. Самостоятельно определять влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России. При написании последовательного связного текста избегать фактических ошибок.


Видеоуроки "Российской электронной школы":

Методические материалы:

История России:

  • История России. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 частях / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова. – М. : Просвещение.

  • История России. 6 класс : с древнейших времен до начала XVI века : учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е. В. Пчелов, П. В. Лукин ; под науч. ред. Ю. А. Петрова. - Москва : Русское слово.

  •  История России. 6 класс : учебник / В. Г. Вовина, П. А. Баранов, С. В. Александрова, И. М. Лебедева ; под общей редакцией академика РАН В. А. Тишкова. – М. : Вентана-Граф.

  •  История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс : учебник / И. Н. Данилевский, И. Л. Андреев, М. К. Юрасов [и др.]. – М. : Дрофа.

  •  История. 10-11 : учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций : базовый и углублённый уровни : часть 1 / А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М. : Русское слово. – разделы I – III; раздел IV, §§ 28 – 31.

  • История России. 11 класс. Базовый уровень и углубленный уровень : учебное пособие : часть 1 / О. Н. Журавлёва, Т. И. Пашкова ; под общей редакцией академика РАН В. А. Тишкова. - Москва : Вентана-Граф. - главы 1, 2.

  • История России. 11 : углублённый уровень : учебник : часть 1 / О. В. Волобуев, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко [и др.]. - Москва : Дрофа. - §§ 1 – 23

  • История России с древнейших времён до начала XVI в. 6 класс. Учебник / Черникова Т. В., Чиликин К. П. ; под общ. ред. Мединского В. Р. – Москва : Просвещение.

  • История. История России. С древнейших времён до 1914 года (в 2 частях). 11 класс / Борисов Н.С., Левандовский А.А.; под редакцией Карпова С.П. – Москва : Просвещение.

История зарубежных стран:

  • Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под редакцией А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение.

  • Всеобщая история. История средних веков : учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / М. А. Бойцов, Р. М. Шукуров ; под научной редакцией академика РАН, доктора исторических наук, профессора С. П. Карпова. - Москва : Русское слово.

  • Всеобщая история. Средние века. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций / В. А. Ведюшкин, В. И. Уколова. - Москва : Просвещение.

  • Всеобщая история. История Средних веков : учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Абрамов А.В, Рогожкин В. А, Тырин СВ.; под общей редакцией Мединского В.Р. .. - Москва : Просвещение.

  • Всеобщая история. История Древнего мира : учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Саидина Е.В., Немировский АЛ, Соломатина Е.И, Тырин С.В.; под общей редакцией Мединского В.Р.. - Москва : Просвещение.

  • Всеобщая история. История Древнего мира : учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Вигасин АА, Годер Г.И., Свенииикая И.С.; под редакцией Искендерова А. А. - Москва : Просвещение.

  • Всеобщая история. История Древнего мира : учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Уколова В.И. - Москва : Просвещение.

  • Всеобщая история. История Древнего мира : учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский ФЛ; под редакцией Карпова С.П. - Москва : Русское слово.


  • Последний ароморфоз: истоки человека и его будущее сверхадаптивности
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий