5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции

База знаний ЕГЭ Биология Добавлено: 5-08-2017, 06:05

Видеоурок 1: Анализаторы. Органы чувств




Видеоурок 2: Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции и память



Видеоурок 3: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание




Видеоурок 4: Психологические особенности личности



Лекция: Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции


Органы чувств


Органы чувств обеспечивают связь человека с внешней средой, возможность ощущать действие раздражителей и реагировать на него.


У человека есть пять основных способов связи с внешним миром:

  • зрение;

  • слух;

  • обоняние;

  • осязание;

  • вкус.


Человек обладает бинокулярным зрением – его глаза расположены в одной плоскости, что позволяет видеть мир объемным. Такой тип зрения характерен для хищников, которым для удачной охоты необходимо точно оценивать расстояние до предметов. В состав сетчатки глаза входят узкоспециализированные клетки, отвечающие за цветное зрение – колбочки, а также расположенные на периферии сетчатки палочки, отвечающие за сумеречное.


Обонятельные клетки располагаются в слизистой оболочке полости носа, срок их жизни составляет 2 месяца. Чувствительность обонятельных рецепторов человека велика в качественном отношении – для их раздражения достаточно одной молекулы вещества. Однако, она низка количественно – мы определяем интенсивность и направление запаха в 5 раз хуже, чем собаки. В настоящее время способность различать запахи, в основном, играет приспособительную роль – с помощью обоняния человек определяет свою позитивную или негативную реакцию – нравится, не нравится, аппетитно или противно. Для активной охоты, добычи пищи обоняние давно уже не используется.


Слух играет ведущую роль в общении между людьми, а также реагировании на опасность. Эволюционно слух предназначается для принятия звуковых сигналов. Высокие и резкие звуки вызывают беспокойство, потому, что напоминают крик опасности или плач ребенка, эта реакция рефлекторна и прописана в геноме. Органом слуха является ухо, которое подразделяется на три отдела – внешний, средний и внутренний. Во внутреннем ухе располагается и орган равновесия – вестибулярный аппарат.


Осязательные ощущения обеспечиваются многочисленными кожными рецепторами. Это эволюционно развитая способность, призвана обеспечить необходимую реакцию на различные раздражители. Существуют различные виды осязания – болевое, тактильное (давление), температурное (чувство холода и тепла).


Высшая нервная деятельность

Наиболее совершенное приспособление к окружающей среде стало возможным благодаря мощному потенциалу высокоразвитой нервной системы человека. 


Комплекс механизмов, обеспечивающих ее полноценное функционирование называется высшей нервной деятельностью. 


К ней относятся такие способности, как:

  • приобретение знаний;

  • предпринятие действий;

  • память;

  • мышление;

  • речь.


Обеспечивает эти способности кора полушарий мозга. Основоположником учения о ВНД стал И.П.Павлов. ВНД осуществляется на основе рефлексов, подразделяющихся на два типа:

  • безусловные или врожденные. Они сформированы в процессе эволюции. Их совокупность называется инстинктом;

  • условные или приобретенные. Формируются на основе опыта и памяти.


Изучая физиологические реакции Павлов создал учение о существовании двух сигнальных систем. Так он назвал рефлекторные способности реагировать на раздражители.


Первая сигнальная система – это свойственная всем живым организмам способность реагировать на раздражители различных типов – свет, звук, голос, температуру и прочие.


Вторая сигнальная система – это речь. Для человека слово стало не просто набором звуков, а новым типом раздражителя. При этом неважно – через зрение или слух он действует.


Когда в нервной системе человека процессы торможения начинают доминировать над процессами возбуждения – возникает желание спать. 


Сон – это естественный физиологический процесс, во время которого преобладают процессы пластического обмена в организме, а мозг перерабатывает полученную информацию. 


Человеку необходимо в сутки не менее 7 часов сна. Иначе мозг не успевает полноценно переработать информацию, закрепить ее в памяти. Лишение сна в течение нескольких суток – приводит к нарушениям работы нервной системы и возникновению глубоких стрессовых реакций.


Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий