3.9 Биотехнология, её направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование

База знаний ЕГЭ Биология Добавлено: 6-08-2017, 06:05

Видеоурок: Биотехнологии 



Лекция: Биотехнология, её направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование


Биотехнология, её направления


Биотехнология – это междунаучная дисциплина, занимающаяся изучением возможностей модификации биологических объектов, их биохимии, органов, продуциерумых ими веществ для выполнения хозяйственных и научных задач.


К этой дисциплине относится генная инженерия, все виды гибридизации и искусственного отбора. Ведутся исследования с привлечением специалистов биохимиков, эмбриологов, генетиков, владеющих современными знаниями клеточной и молекулярной биологии, а также робототехники, информационных технологий и современной химии.


Развитие науки и технологий позволяет использовать для изучения путей и методов достижения поставленных задач новые знания и аппаратуру.

Основными видами биотехнологии являются:

  • Биоинженерия. Объединяет в себе достижения биомедицины, клинической медицинской практики и инженерные подходы. Основными ее достижениями на сегодня являются: создание  кардиостимуляторов, искусственных суставов, биоинженерных протезов, а также методик и аппаратуры для процедур почечного диализа, артроскопии, магниторезонансной томографии и многих других.

  • Биомедицина. Занимается изучением человеческого организма в его нормальных пределах, а также патологических состояниях, разрабатывает методики диагностики, лечения или коррекции.

  • Наномедицина. Изучает возможности мониторинга, контроля и коррекции органов и их систем на молекулярном уровне. Уже разработаны методики доставки лекарственных препаратов непосредственно к больным клеткам, чипы, бактерицидные средства нового поколения.

  • Биофармакология. Изучение биологических объектов, тканей, биохимии с точки зрения возможности использования для создания и организации производства биофармацевтических препаратов – лекарств биологического происхождения.

  • Биоинформатика. Создание программного обеспечения и методик компьютерного анализа сложных биологических систем – генома, структуры белков, нейронных сетей и других.

  • Бионика. Это отрасль прикладного знания, занимающаяся изучением организации, свойств, структур живых объектов и их повторением в технических устройствах. Так, ее заслугой стало создание бионических протезов, повторяющих функции руки, реактивного двигателя, где для предотвращения вибрации использовался принцип, заимствованный у стрекоз, очки с двойными стеклами для чтения и разглядывания удаленных предметов и другие аппараты и инженерные приемы.

  • Биоремедиация. Это наука создающая методы и технологии очистки вод, грунта, воздуха с помощью биологических объектов. Так, с помощью водорослей и микроорганизмов очищают сточные воды, грибы и растения высаживают на закрытых мусорных полигонах, для удаления пятен разлившейся нефти используют бактерии.

Клеточная и генная инженерия, клонирование


Генная инженерия, например, уже достигла успехов в выведении и интродукции в искусственные биоценозы трансгенных растений и животных – свиней с человеческим геном, способных быть донорами, картофеля, индифферентного к колорадскому жуку. Тайваньские ученые вывели в лабораторных целях зеленых светящихся свиней.

Интенсивно изучаются возможности клонирования. Однако, ведутся споры на тему этичности этих исследований. Во-первых, клонирование более дорогой и нецелесообразный способ для хозяйственной деятельности. Во-вторых – дискуссии о возможности клонирования человека довольно остры. В некоторых странах запрещено применение этих технологий к человеку, например, во Франции, Японии, Германии. Действительно, сложно ответить на некоторые этические вопросы – как быть в случаях неудач или при появлении неполноценных людей? Каков будет законодательный статус такого человека? Как быть с вопросами родительства, наследования, прав исходного донора клеточного материала и генетической копии? Кроме того, ученые опасаются распространения идей медицинского фашизма и евгеники – принудительного искусственного отбора человека, дискриминации по медицинским и генетическим признакам и прочих возможных проблем.


Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий