5.11 Особенности административной юрисдикции

База знаний ЕГЭ Обществознание Добавлено: 8-08-2017, 00:05


Видеоурок:  



Лекция:  

Административные правоотношения

Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере государственного управления и осуществления исполнительной власти. Отличительной особенностью данной отрасли является неравноправие сторон. Одной стороной административных правоотношений является должностное лицо органа государственного управления, наделённое властью, а другой лицо, находящееся в подчинении. Таким образом, административное право регулирует властно-подчинительные общественные отношения, к примеру, отношения между сотрудником ГИБДД и водителем, отношения между налоговыми органами и гражданами, отношения между паспортно - визовой службой и гражданами и т.д.   

Административные правоотношения бывают двух видов:

  • между соподчинительными сторонами, в которых одна сторона имеет преимущественные властные полномочия, например, министерство образования и управление образования; директор школы и учитель.
  • между не соподчиненными сторонами, например, между министерством образования и министерством спорта.

Основным источником административного права является Кодекс об административных правоотношениях, который закрепляет виды административных правонарушений и правила назначения административных наказаний. Деятельность органов государственного управления (судов, полиции, Комиссии по делам несовершеннолетних, налоговых органов, инспекций труда, пожарных инспекций и других) и их должностных лиц по разрешению административных дел называется административной юрисдикцией.

Производство по делам об административных правонарушениях  

Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя административно - правовые нормы и деятельность уполномоченных органов по применению административного наказания и состоит из следующих стадий:

  • возбуждение административного дела;
  • рассмотрение административного дела;
  • принятие решения и постановления об административном деле.

Участниками производства по административному делу являются: 

  • компетентные органы и должностные лица, 

  • нарушитель и потерпевший, если они несовершеннолетние, то и их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители), 

  • свидетели, понятые, эксперты, переводчики и другие специалисты.


Основаниями возбуждения административного дела являются:
  • обнаружение уполномоченным лицом факта совершения административного правонарушения;
  • жалобы граждан.

Административное дело возбуждается при наличии признаков административного правонарушения:

  • противоправность деяния;
  • виновное действие или бездействие (вина возможна в форме умысла, например, агитация за кандидата в день голосования или в форме неосторожности, например, выезд на обгон по встречной полосе, повлекший аварию);
  • посягательство на общественный порядок, порядок управления, экологию, собственность, исторические и культурные памятники и др.;
  • деяние влечёт к ответственности по КоАП.

На практике, порой, бывает сложно определить то, каким является правонарушение, уголовным или административным. Их отличие в степени вреда, в административных правонарушениях он не такой существенный и опасный как в преступлениях. К примеру, нарушение требований об охране объектов культурного наследия влечёт к административной ответственности, а их повреждение или уничтожение к уголовной ответственности. Распространёнными примерами административных правонарушений являются нарушения правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, надписи на скамьях или зданиях, появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, безбилетный проезд, сопротивление распоряжениям сотрудника полиции, проведение несанкционированного митинга, предвыборная агитация за сутки до дня голосования и др. 

Административная ответственность возникает с 16 лет. Если административное правонарушение совершено лицами от 14 до 16 лет, то ответственность несут родители. А лицо, совершившее правонарушение будет передано под контроль Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). 

Мерами административного воздействия (ответственности) являются предупреждение, штраф, конфискация орудия правонарушения, лишение водительского, охотничьего и других специальных прав, дисквалификация, арест до 15 суток, арест до 30 суток. Законодательство предусматривает для иностранных правонарушителей или лиц без гражданства выдворение за пределы России. По отношению к несовершеннолетним правонарушителям от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о КДН, это принесение извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, наложение штрафа, передача под надзор родителей, передача в специализированное воспитательное учреждение.

При назначении наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, характер и обстоятельства правонарушения. 

Исключают административное наказание такие обстоятельства, как:

  • крайняя необходимость, когда человек находился в опасности и был вынужден совершить правонарушение во избежание ещё большего вреда;

  • невменяемость нарушителя, когда он не осознавал противоправность своего поведения, из-за нарушений психики;

  • решение суда, если правонарушение признано малозначительным;

  • решение Комиссии по делам несовершеннолетних, если правонарушителем было лицо от 16 до 18 лет.  


Деятельность по разрешению административных дел должна соответствовать принципам:
  • законности,
  • гласности,
  • презумпции невиновности,
  • оперативности и экономичности (разрешение дела в сжатые сроки и при минимальных затратах),
  • права нарушителя на защиту (доказывание невиновности или приведение смягчающих наказание обстоятельств) и др.

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Административная юрисдикция в РФ»

Интеллект-карта по обществознанию №73

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!       

Предыдущий урок
Следующий урок



  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий