4.2 Служебные части речи. Частица

Видеоурок: Раздельное и дефисное написание частиц




Лекция: Служебные части речи. Частица


Частиц не так много в русском языке, они маленькие по размеру, к ним нельзя задать вопрос, не бывают членами предложения. А зачем они нужны тогда? Для того, чтобы делать нашу речь интереснее.

Частица (ч.) — часть речи, вносящая разный смысл в предложение или образующая формы слова.


Исходя из этого ч. бывают:


1. Формообразующие, они помогают образовать формы наклонения Г.

Условное накл. создаётся прибавлением ч. бы. Успеть бы на поезд!

Повелительное наклонение может создаваться прибавлением ч. давай (давайте), пусть, пускай, да. Пусть всегда будет солнце! 


2. Смысловые ч. означают чувства, эмоции или отношение к тому, о чём говорят, они бывают:

  • Указательные ч.: вон, это, вот. Пример: Вот это дерево!

  • Уточняющие ч.: как раз, именно, прямо, точь-в-точь. Пример: Он был одет прямо как Веселовский.

  • Вопросительные ч.: разве, ли (ль), неужели. Пример: Неужели ты до сих пор не понял?

  • Отрицательные ч.: ни, не, далеко не, отнюдь не, вовсе не. Пример: Лизавета отнюдь не глупа.

  • Восклицательные ч.: ну и, что за, как. Пример: Что за бардак вы устроили!

  • Ограничительно - выделительные ч.: лишь, исключительно, только, почти. Пример: Пил Данилевский исключительно квас.

  • Частицы со значением сомнения: вряд ли, едва ли. Пример: Вряд ли у них машина заведётся.

  • Усилительные частицы: ведь, ни, даже, же, всё-таки, ну. Пример: Всё-таки добьюсь намеченной цели!


Частица ни «работает»:

  • в роли отрицательной ч. в безличных предложениях, где нет сказуемого. Пример: В аудитории ни души.

  • в роли повторяющегося сочинительного союза. Пример: Мама не привезла ни фруктов, ни овощей, ни зелени.

  • в роли усилительной ч., когда в предложении есть другое отрицание. Пример: Теперь не пролетит ни одна птица.


Морфологический анализ ч.


Порядок анализа:

I. Установите часть речи.

II. Укажите морфологические признаки:
1) Производный – непроизводный.
2) Меняется или нет?
3) Разряд по значению.


Образец письменного анализа п.:

В аудитории ни души.
I. Ни - ч.
II. Морф. признаки: непроизв., неизм., смыслов., отрицат.


Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVA – VIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий