4.2 Служебные части речи. Союз

Видеоурок 1: Сочинительные союзы




Видеоурок 2: Подчинительные союзы




Лекция: Служебные части речи. Союз


Союз

Союз (с.) – часть речи, объединяющая однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте. 


Без союзов наша речь несла бы бессвязную, непонятную информацию. Речь была бы однообразной, скучной; их немного, но они очень важны и нужны.

Примеры:

Марина вспомнила, что в холодильнике еще есть остатки ужина.

Лиза улыбнулась и зашла в особняк.

Он не признается, что виноват, потому что признание будет его концом.


Виды с.:

  • Если состоят из одного слова это простые: а, и, чтобы, если и т.п.

  • Если состоят из двух и более слов составные: потому что, так как и т.п.

По значению с. бывают:

  • сочинительные;
  • подчинительные.

Сочинительный союз


Сочинительные  объединяют однородные члены предложения или равные простые предложения в сложное:

Примеры:

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь...

В метро сейчас стояла тишина, и музыкант играл для себя.


Виды:

  • Соединительные – и, да(=«и»), ни...ни, тоже, также – выражают то, что происходит в одно время или последовательно.

Примеры:

Отец достал из рюкзака и бумагу, и спички, и спирт.

Лида молча смотрела в непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной далью.


  • Противительные - а, но, то да (=«но»), однако, однако же, зато противопоставляют или разграничивают.

Пример:

Он не двигался, а только смотрел на её лицо.


  • Разделительные или, ли...то, не то...не то, то ли... то ли означают чередование, выбор.

Примеры:

То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.

Либо ты сейчас же успокоишься, либо я уйду отсюда.


  • Сопоставительные не только, ...но и; как..., так и; если не..., то...; не столько..., сколько – сопоставляют явления.

Примеры:

Мама купила не только фрукты, но и овощи.

Пётр Николаевич размышлял не столько о занятиях, сколько о поведении студентов на них.


  • Пояснительные – именно, а именно, то есть, или (в значении «то есть»), как то – поясняют.

Примеры:

Мама купила фрукты, а именно: яблоки, груши, бананы.

Завтра, то есть 20 апреля 2017 года состоится ярмарка.


  • Присоединительные – да и, также, а также, тоже – выражают присоединение.

Пример:

Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?


NB! Если  однородные члены соединёны одиночным соединительным или разделительным с., не ставьте запятую (и, да = и, или, либо): Раны бойца больше и сильнее скажут о войне.


NB!  Если соединительные или разделительные союзы повторяются, начиная со второго однородного члена ставьте запятые, а после последнего однородного члена не ставьте:

(и...и, ни...ни, то...то, то ли...то ли, не то...не то, или...или, либо...либо):

Примеры:

То ли этого произошло в прошлом году, то ли в позапрошлом.

Мама привезла и яблоки, и груши, и бананы.


NB! Запятая ставится перед второй частью составных союзов (как ...так и, не только ...но и, не то...не то...):

Примеры:

Папа привез с командировки как книги, так и игрушки.

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.


Подчинительный союз

Подчинительные  объединяют простые предложения в сложноподчинённом и от одного предложения к другому ставится вопрос, одно подчиняется второму.

Пример: 

По всей вероятности скоро пойдёт снег, потому что всё заволокло тёмными грозовыми тучами.

 

Виды:

  • Изъяснительные: чтобы, что, как, будто, как будто, ли ... 

Пример: Михаил понимал, что любил Женю.


  • Временные: когда, пока, как только, прежде чем, едва, перед тем как ... 

Пример: Когда Костя заснул, Лиза выскочила на улицу.


  • Причинные: потому что, ибо, так как, оттого что, в связи с тем что... 

Пример: Надя отставала, потому что плохо готовилась к уроку.


  • Условные: если, если бы, раз, ли и др. 

Пример: Если бы Надя хорошо выучила таблицу умножения, она не отставала бы.


  • Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др. 

Пример: Для того чтобы стать успешным человеком, надо много трудиться.


  • Уступительные: хотя, несмотря на то что, пускай и др. 

Пример: Хотя я заплела ей косички, Таня была растрепана.

 

  • Сравнительные: как, словно, будто, как будто, точно, подобно тому как и др. 

Пример: Люда тоненькая, словно березка.

 

  • Следственные: так что. 

Пример: Марина хорошо подготовилась, так что легко сдаст зачет.


Морфологический анализ с.


Порядок анализа:

I. Установите часть речи, каково общее значение.

II. Укажите морфологические признаки:
1) Производный – непроизводный.
2) Простой или составной.

3) Сочинительный или подчинительный.
4) Разряд по значению.


Образец письменного анализа:

Чтобы много добиться, надо много трудиться.

I. Чтобы - с.

II. Морф. признаки: 

1) непроизв., 

2) простой, 

3) подчинит., 

4) целев.


Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий