5.2 Система российского права. Законотворческий процесс


Видеоурок:  



Лекция:  


Система российского права


Позитивное право, то есть право, возведённое в закон, имеет системный характер. Это означает, что законодательство РФ, закрепляющее наши права, имеет чёткое внутреннее строение. Система российского права строится на принципах социальной свободы и справедливости, демократизма и гуманизма, равенства всех перед законом, законности и ответственности за вину. Система российского права состоит из отраслей, подотраслей, институтов и норм права.


Отрасль права – наиболее крупное подразделение правовых норм, регулирующих целую сферу (род) общественных отношений. 


В российском праве их около 30. Охарактеризуем основные отрасли права:

  • Конституционное (государственное) право регулирует сферу государственного устройства РФ, закрепляет основные права и свободы граждан, принципы избирательного процесса и судоустройства. От других отраслей конституционное право отличается тем, что закрепляет основы регулирования общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной). 

  • Административное право регулирует сферу государственного управления и реализации исполнительной власти. Особенностью данной отрасли права является то, что правоотношения строятся по принципу "власть - подчинение". Иными словами, административное право регулирует общественные отношения с властными органами, к примеру, водитель - сотрудник ГИБДД, работник - начальник, гражданин - полицейский.   

  • Гражданское право регулирует сферу имущественных и личных неимущественных отношений. 

  • Уголовное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих на основании совершения преступления и назначения наказания. 

  • Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений между работниками и работодателями.

  • Семейное право регулирует сферу отношений, возникающие из брака, кровного родства или принятия ребёнка на воспитание между супругами и между родителями и детьми.

  • Административно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по административным делам и исполнения судебных решений по ним. 

  • Гражданско – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по гражданским делам и исполнения судебных решений по ним. 

  • Уголовно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения судебных приговоров по ним.

Все отрасли права группируются на частное и публичное право, а также на материальное и процессуальное право.

  • Частное – регулирует частные интересы граждан (семейное право, трудовое право, гражданское право и др.). Публичное – регулирует деятельность государства и отношения между гражданами и гос/органами (конституционное право, уголовное право, административное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.).
  • Материальное – закрепляет общественные отношения в нормах права (гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Процессуальное – устанавливают порядок реализации норм материального права (гражданско – процессуальное право, уголовно – процессуальное право, уголовно – исправительное право, административно – процессуальное право и др.).

          

Подотрасль права – совокупность нескольких институтов права, регулирующая определённый вид общественных отношений внутри одной отрасли права. 


К примеру, отрасль гражданского права включает в себя подотрасли: 

  • вещное право – регулирует имущественные отношения; 

  • обязательственное право – регулирует отношения, возникающие по поводу обязательства одного лица перед другим; 

  • наследственное право – регулирует вопросы наследования имущественных прав и обязанностей.


Институт права – узкая группа норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений определённой подотрасли. 

К примеру, подотрасль гражданского права наследственное право включается в себя институт правовых норм наследования по закону, институт правовых норм наследования по завещанию. А обязательственное право включает институты договорных и внедоговорных обязательств. 

Кирпичиком ("молекулой") системы российского права является

Норма права – это формально определённое и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конкретное общественное отношение.

В структуре нормы права выделяются три структурных элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. 
  • Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, которым данная норма адресована).
  • Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает варианты их возможного или должного поведения.
  • Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей нормы права.

Разберём структуру нормы права на примере. Проанализируем норму пункта 1 статьи 469 «Качество товара» из Гражданского кодекса РФ: «Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи». Мы видим, фактическое обстоятельство вступления данной нормы в действие – договор купли-продажи и круг лиц, которым норма адресована – продавец и покупатель. Эта гипотеза. В этом же пункте содержится диспозиция, в той части где говорится, что продавец обязан передать покупателю товар соответствующего качества. Для того, чтобы узнать о последствиях передачи товара, не соответствующего договору качества, нам нужно найти санкцию. Если вы откроете эту статью в ГК РФ и прочтёте все пункты, то санкции в ней не найдете. Значит нужно искать в другой статье. Находим её в статье 475 «Последствия передачи товара ненадлежащего качества», согласно которой покупатель вправе потребовать от продавца уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков, возврата денег и иных санкций. 


Законотворческий процесс


Законотворческий процесс представляет собой упорядоченную процедуру принятия законов, состоящую из последовательно сменяющих друг друга этапов.

 

Вы уже знаете, что принимаются законы Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.


  • На первом этапе субъект законодательной инициативы вносит законопроект в Госдуму. Законопроекты могут вносить Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, законодательные органы субъектов РФ.  

  • На втором этапе идёт рассмотрение законопроекта в Госдуме. Некоторые законопроекты рассматриваются долго, детально, в трёх чтениях.

  • После чего депутаты голосуют за принятие законопроекта или против. Это третий этап. Для принятия ФКЗ необходимо не менее 2/3 голосов, ФЗ принимается простым большинством голосов. Далее законопроект поступает в Совет Федерации

  • На следующем этапе Совет Федерации в течение 7 дней должен рассмотреть законопроект. Путём голосования он может быть одобрен и принят или отправлен на доработку. В последнем случае, для преодоления разногласий, представителями Совета Федерации и Госдумы образуется согласительная комиссия. После устранения разногласий и принятия закона Советом Федерации законопроект передаётся Президенту РФ.

  • Законопроект становится законом на столе Президента РФ, когда он его подписывает. Это пятый этап законотворческого процесса. Президент может подписать законопроект, либо наложить на него вето, либо отправить на переработку. Но если законопроект имеет 2/3 голосов Совета Федерации и Госдумы в сумме, Президент обязан его подписать.  

  • И заключительный этап – обнародование закона (промульгация), без которого он не будет иметь юридической силы. В течение 7 дней после подписания Президентом закон публикуется в СМИ, например, в «Российской газете».

 

​Согласно ст. 104 ч. 3 Конституции РФ, некоторые законопроекты не могут быть приняты к рассмотрению Госдумой РФ если не имеют заключения Правительства РФ. ​​​Это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.  

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Система российского права»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Законотворческий процесс в РФ»

Интеллект-карта по обществознанию №64


Предыдущий урок
Следующий урок

 


Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий