4.2 Государство, его функции


Видеоурок:  

Лекция:  

Понятие и признаки государства


Самым главным институтом политической сферы жизнедеятельности общества является государство.  


Государство – это политический институт, организующий, координирующий и контролирующий жизнедеятельность людей и учреждений, а также обеспечивающий внутреннюю целостность и внешнюю безопасность своей территории. 


Государство обладает рядом отличительных признаков:

  • Территория – часть земли, ограниченная государственной границей. К примеру, территория России составляет более 17 млн. кв.км. и граничит с 18 государствами, среди которых, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и др.
  • Суверенитет – независимость государственной власти в решении внутренних и внешних вопросов. Историческим примером нарушения суверенитета было военное вторжение Германии на территорию СССР без объявления войны.
  • Публичная власть – власть, адресованная народу и служащая её интересам. Защита публичных интересов обеспечивается Конституцией – основным законом РФ, принятым 12 декабря 1993 года и обладающим высшей юридической силой.
  • Аппарат управления и аппарат принуждения – органы государственной власти, решающие конкретные задачи и осуществляющие конкретные функции государства. Например, Госдума РФ обсуждает и принимает законопроекты, назначает на должность и освобождает от неё Председателя Центробанка, Председателя Счетной палаты и т.д. 
  • Наличие монопольных прав – издание законов, сбор налогов, эмиссия денег.


Функции государства


Функции государства, связанные с осуществлением власти делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

  • Правовая – издание нормативно-правовых актов и контроль за их соблюдением. Пример реализации: в РФ принят ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель имеет право на безопасность товара для жизни и здоровья. Для осуществления контроля над соблюдением данного закона создан специальный орган Роспотребнадзор.
  • Политическая – обеспечение общественного порядка и стабильности, консолидация общества. Пример реализации: Конституция РФ гарантирует гражданам и организациям безопасное участие на митингах, в забастовках, оппозиционных движениях.
  • Экономическая – государственное регулирование хозяйственной и производственной жизни страны, стимулирование предпринимательской активности граждан. Пример реализации: разработка Правительством РФ и утверждение Федеральным Собранием Государственного бюджета РФ, а также контроль над его реализацией.
  • Социальная – обеспечение нормальных условий жизни населения путём выработки и осуществления образовательных, здравоохранительных, культурных программ, мер социальной поддержки. Примеры реализации: предоставление материнского капитала, повышение МРОТ, льготное ипотечное кредитование молодых семей.
  • Правоохранительная – деятельность специальных органов государства, направленная на обеспечение соблюдения законных предписаний всеми членами общества. Пример реализации: сотрудники полиции задержали гражданина Г., подозреваемого в краже.
  • Экологическая – деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных богатств во благо общества. Пример реализации: согласно статье 250 УК РФ загрязнение источников питьевого водоснабжения, повлекшее причинение существенного вреда животному или растительному миру наказывается штрафом в размере до 80 т.р. 
  • Культурно – воспитательная – деятельность по реализации культурных прав и свобод граждан (на образование, творчество, доступ к культурным ценностям, культурный досуг) а также воспитание духовно – нравственных законопослушных граждан. Пример реализации: празднование Дня Победы, государственная поддержка музеев, театров и других культурных учреждений. 


К внешним функциям относятся: 

  • Оборона страны и обеспечение национальной безопасности. Пример реализации: определение Военной доктрины – военно - политических, военно - стратегических и военно - экономических основ, обеспечивающих военную безопасность РФ.

  • Дипломатические отношения, защита интересов государства на международной арене. Пример реализации: участие РФ в деятельности ООН, рабочие выезды министра иностранных дел РФ в иностранные государства и пр.

  • Внешнеэкономическая деятельность. Пример реализации: создание Таможенного союза между Россией, Киргизией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией в целях торгово - экономической интеграции и ликвидации таможенных пошлин. 

  • Участие в решении глобальных проблем современности. Примеры реализации: Совместная с другими странами - участницами ООН работа России по организации экологически чистого производства. Ратификация Россией Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления. 

Форма государства


Форма государства – это внутренняя структура государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления характеризует способ образования государственных органов, форма государственного устройства определяет территориальное строение государства, а политический режим определяет средства и методы управления государством и обществом.

Существуют две формы правления: монархия (наследуемая власть) и республика (выборная власть). Монархия бывает абсолютная и конституционная. В абсолютной монархии монарх правит единолично, сосредотачивает в своих руках законодательные, исполнительные и судебные функции, его власть не имеет ограничений. Примеры абсолютной монархии: Россия до февраля 1917 года, современная Саудовская Аравия. В конституционной монархии власть монарха ограничена парламентом. Существует два типа конституционной монархии: дуалистическая и парламентарная. В дуалистической имеются две властвующие силы: монарх и парламент. Законы издаёт парламент, монарх принимает важные решения: назначает Правительство, распускает Парламент, может наложить вето на принятый закон. Пример дуалистической монархии: Марокко. В парламентарной монархии монарх осуществляет преимущественно представительные функции, а властными полномочиями не обладает. Например, министр может не утвердить указ монарха и не исполнить его. Здесь сильна роль парламента. Правительство формируется парламентом, а назначается монархом. Пример парламентарной монархии: Великобритания.


Республика бывает трёх типов: парламентская, президентская и смешанная. В парламентской республике сильна роль Парламента. Этот орган формирует Правительство из парламентского большинства партий, выносит вотум недоверия Правительству. Фактическим главой государства здесь является не президент, а премьер - министр (лидер партии), которого назначает Парламент. Президент в основном выполняет представительные функции (представляет своё государство на международной арене). Но при наступлении определённых обстоятельств Президент может распустить Парламент и объявить досрочные выборы. Примеры парламентской республики: Германия, Турция. В президентской республике сильна роль Президента. Он является главой государства и главой исполнительной власти, значит должность премьер - министра отсутствует. Президент не несёт ответственности перед Парламентом и не имеет права его распустить. Пример президентской республики: США. Смешанная или парламентско - президентская республика сочетает признаки первых двух типов. Пример смешанной республики: Россия. В нашей стране Президент избирается всенародным голосованием, становится главой государства и не входит ни в одну ветвь государственной власти. Парламент утверждает премьер – министра (главу Правительства), кандидатуру которого представляет Президент. Правительство ответственно как перед Парламентом, так и перед Президентом. Парламент может вынести вотум недоверия Правительству.

Существуют две формы государственного устройства: унитарное государство, федерация. Унитарное государство имеет одноуровневую систему государственных органов и одноуровневое законодательство. Это значит, что в государстве функционируют единые центральные органы власти: один Парламент, одно Правительство, один глава государства, а региональные органы власти отсутствуют. Также в унитарном государстве действуют единая Конституция и единые законы. Из этого следует, что административно – территориальные единицы государства (округа, уезды) не обладают суверенитетом и всецело подчинены централизованным органам власти. По этой причине Парламент в таких государствах имеет одну палату. Нужно иметь ввиду то, что в рамках местного самоуправления автономия допускается. Примерами унитарных государств являются Франция, Греция, Украина, Япония.

Ясно, что унитарная форма устройства возможна лишь в малочисленных государствах. А в государствах с большой численностью населения формой государственного устройства является федерация – союзное государство. В отличие от унитарного государства федерация имеет двухуровневую систему государственных органов (Федеральное Собрание РФ – Народное собрание РД, Правительство РФ – Правительство Калужской области) и двухуровневую систему законодательства (Конституция РФ – Конституция Республики Адыгея). Таким образом, в федерации имеются центральные и региональные уровни органов власти и законодательства. Значит административно – территориальные единицы (субъекты) федерации обладают суверенитетом, хотя и ограниченным. Парламент федерации состоит из двух палат, нижняя палата представляет интересы субъектов федерации. Примерами федерации являются Россия, США, Канада, Бразилия, Германия и др.

Политический режим бывает двух типов: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный). О них сказано на отдельном уроке «4.4.Типология политических режимов».

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Государство как институт политической системы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Государство и его функции»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Форма государства»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Форма правления»
👉 Государство 9 класс

Интеллект-карта по обществознанию №49

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий