3.12 Социальная роль


Видеоурок:  




Лекция:  


Социальный статус


Структурным компонентом общества как системы является социальное взаимодействие индивидов и групп, которое основывается на социальных статусах и социальных ролях. 


Социальный статус – положение человека в обществе, зависящее от его возраста, пола, этнической принадлежности, образования, профессии, семейного положения, уровня дохода и собственности. 


Социальный статус предполагает наличие соответствующих прав и обязанностей. Каждый человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами, то есть статусным набором. Но в статусном наборе можно выделить главный статус, с которым человек идентифицирует себя сам или его идентифицируют другие. Выделяют прирождённые и приобретённые (достигаемые) статусы. К прирождённым относятся те, с которыми человек родился: пол, раса, национальность. Приобретённый статус связан с достижениями человека, его индивидуальными способностями и талантами, а также сделанным выбором: профессия, должность, звание. В соответствии со своим статусом человек должен выполнять те или иные действия, которые характеризуют его социальную роль.


Социальная роль


Социальная роль – это поведение, выполнение которого ожидается от человека, занимающего определённый статус. 


Элементами социальной роли являются ролевое ожидание (ожидаемое другими людьми поведение исполнителя социальной роли) и ролевое исполнение (реальное поведение исполнителя социальной роли, которое зависит от его индивидуальных качеств, может соответствовать или не соответствовать ожиданиям окружающих людей). 

Один и тот же человек выполняет множество ролей, например, перед выходом в школу, мама поручила Артёму вынести мусор (роль сына). По дороге в школу встретились друзья, с ними Артём пообщался и пообещал встретиться после школы, чтобы помочь (роль друга). На уроках Артём активно участвовал, задавал вопросы (роль ученика). На перемене вместе с одноклассниками и учащимися других классов поиграл в волейбол (роль учащегося школы). После уроков по дороге домой он зашёл в магазин и купил на обед хлеб (роль потребителя) и так далее. Каждая роль, приведённая в примере, предполагает определённое поведение, выполнение которого ожидается окружающими людьми. У каждой социальной роли свои правила, требования, возможности. Данный пример иллюстрирует то, что человек обладает ролевым набором, но среди ролей есть доминирующая. Иногда множественность выполняемых человеком социальных ролей приводит к ролевому конфликту – столкновению ролевых требований. Различаются межролевые и внутриролевые конфликты. К примеру, межролевой конфликт возникает у работающей женщины, которая вынуждена совмещать выполнение семейных и профессиональных ролей. Внутриролевые конфликты возникают, когда одна социальная роль состоит из нескольких противоречащих друг другу социальных ожиданий. К примеру, домохозяйка из-за домашних хлопот не может поиграть со своим ребёнком. С течением времени одни роли сменяются другими. 

Все социальные роли можно сгруппировать на три вида:

  • социальные (ученик, студент, работник, потребитель, предприниматель, депутат);
  • социально – демографические (дети, молодёжь, старики, мужчины, женщины);
  • межличностные (кумир, лидер, отверженный, любимый). 

Также социальные роли можно подразделить на:
  • статусные (эти роли человеку предписаны, их изменение зачастую невозможно, к примеру, роль гражданина страны или роль мужчины/женщины);
  • позиционные (зависят от профессии, квалификации человека, к примеру, историк, юрист, профессор, лаборант);
  • ситуационные (эти роли исполняются в конкретных жизненных ситуациях, к примеру, потребитель, пешеход, избиратель).

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальный статус и его виды»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальная роль»

Интеллект-карта по обществознанию №46


Предыдущий урок
Следующий урок



Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий