3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения


Видеоурок:  




Лекция:  


Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация, это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

  • национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

  • сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

  • геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

  • сепаратизм, заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

  • этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.  


Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее здесь). 

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу. 


Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

  • территориальные притязания;

  • борьба за политическую власть или политическую независимость;

  • неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

  • ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

  • этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

  • ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения. 

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:
  • обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

  • создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

  • организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

  • профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Нации и межнациональные отношения»

Интеллект-карта по обществознанию №39

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Предыдущий урок
Следующий урок

 


Больше интересных статей:

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий