3.3 Молодежь как социальная группа


Видеоурок:  




Лекция:  


Молодёжь как социальная группа


Молодёжь – это самая активная и динамичная социальная группа взрослеющих людей. На протяжении истории отношение общества к молодёжи менялось. Были времена, когда дети трудились наравне со взрослыми по 10-12 часов в день. До перехода общества на индустриальную стадию развития, молодёжь не выделялась как отдельная социальная группа. А в современном обществе она является особой демографической группой, отличающейся возрастными рамками от 14 до 30-35 лет. 

Молодёжный возраст – это очень важный период для человека, когда происходит становление личности, обретение своего "Я", усвоение знаний и ценностей, овладение социальных ролей. Это период самых важных событий в жизни. Во - первых, молодой человек завершает обучение в школе и поступает в профессиональное учебное заведение. Во - вторых, он достигает совершеннолетия, что характеризует его гражданское становление – достижение полной дееспособности. В - третьих, приобретает профессию и трудоустраивается. И, наконец, в - четвёртых, создаёт семью. 

Рассмотрим особенности социального положения молодёжной группы:

  • Переходность положения – поиск себя, частая смена видов деятельности и увлечений, становление социального статуса.

  • Высокий уровень мобильности – молодёжь не привязана к определённому месту какими – либо обязательствами, например, семейными и активно передвигается по социальным лифтам.

  • Благоприятные перспективы для выбора профессии и создания семьи.

  • Активный поиск своего места в жизни, неустанное экспериментирование, творческий подъём.

  • Освоение новых ролей, например, студент, работник, семьянин.

  • Особый психологический склад, стремление к утверждению своей индивидуальности.

  • Ценностно – ориентировочная направленность личности, которая у разных людей различна. К примеру, Андрей интересуется музыкой, чтением книг, посещает музеи, для него ценность – искусство. Марат – мастер спорта по вольной борьбе, он ни дня не проводит без тренировки, для него ценность – спорт. Саша интересуется банковской деятельностью, он знает, как и по какой цене можно купить акции Сбербанка, для него ценность – деньги).

  • Собственная субкультура, отличающаяся особым имиджем, сленгом, манерами поведения и зачастую подверженная криминализации. 


Проблемы молодёжи и молодёжная политика РФ


Положение молодёжи в современном обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, молодёжный возраст – самый благоприятный период для профессионального становления и образования семьи. Но с другой стороны, в этот период возникает ряд проблем. Во - первых, безработица и материальная необеспеченность молодёжи, которые вынуждены жить за счёт родителей. Во - вторых, низкая заработная плата занятых молодых людей и невозможность приобрести собственное жильё. В - третьих, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и откладывание создания семьи "до лучших времён". Эти проблемы снижают жизненный уровень молодых людей и способствуют росту преступности, алкоголизма, наркомании. Кроме того, современные социологи констатируют деградацию духовных ценностей молодёжи. Причина которой заключается в воздействии массовой культуры и вестернизации, а также взращивании потребительского отношения молодого поколения ко всему.

Решение перечисленных проблем под силу только государству. В нашей стране разработано Постановление «Об основных направлениях молодёжной политики в РФ». Её целями являются духовное и физическое развитие молодёжи, запрет дискриминации по мотивам возраста, создание условий для полного включения молодых людей во все сферы жизнедеятельности общества, поддержка талантливой молодёжи и др.

Исходя из названных целей, направлениями молодёжной политики являются:

  • обеспечение прав молодёжи (к примеру, на родителей возлагается обязанность по обеспечению доступа и созданию условий для получения их детьми школьного образования);

  • гарантирование трудоустройства и занятости (службой занятости безработная молодёжь временно привлекается к общественным оплачиваемым работам, для того, чтобы молодой человек мог попробовать себя в чём-то новом и, возможно, найти что-то своё);  

  • стимулирование предпринимательской активности (молодой человек, желающий заниматься бизнесом имеет на это право уже по достижению 16 лет, для этого ему необходимо письменное согласие родителей);

  • поддержка молодой семьи (в РФ действуют социальные программы улучшения жилищных условий молодых семей);

  • поддержка талантливой молодёжи (организация и проведение самых разных по содержанию конкурсов, направленных на выявление и поощрение талантливой молодёжи) и др.


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Молодежь как социальная группа»
👉 Эссе «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для её применения» (Ж.Ж. Руссо)

Интеллект-карта по обществознанию №37

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий