1.16 Понятие общественного прогресса
Видеоурок:
Лекция:

Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.
Общественный прогресс — это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Общественный регресс — это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.
К примеру, рост численности населения — прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения — регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.
Стагнация — застойное явление в развитии общества.

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:
- Образованность и грамотность людей.
- Степень их нравственности и толерантности.
- Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.
- Уровень научных и технических инноваций.
- Уровень производительности труда и благосостояние народа.
- Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».
- Эволюционный путь держит курс на постепенные, медленные изменения в сферах жизнедеятельности общества. Это в основном мирный ход развития.
- Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.
- Неотъемлемой частью общественного развития является реформа — законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:
- Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).
- Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).
- Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец эссе по обществознанию для решения задания 29 ЕГЭ по теме "Революция - варварская форма прогресса" (Ж. Жорес)
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Общественный прогресс»👉 Образец эссе по обществознанию для решения задания 29 ЕГЭ по теме "Революция - варварская форма прогресса" (Ж. Жорес)
Интеллект-карта по обществознанию №16

Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий