3.2 Социальные группы
Видеоурок:
Лекция:
Социальные группы
Социальные группы являются одним из элементов социальной структуры общества. Социальными группами называются объединения людей, связанные между собой общими признаками (пол, возраст, национальность, профессия, доход, власть, образование и многие другие), интересами, целями, деятельностью. Социальных групп на Земле больше, чем индивидов, потому что один и тот же индивид включён в несколько групп. Питирим Сорокин отмечал, что история не даёт нам человека вне группы. Действительно, с самого рождения человек находится в группе – семье, члены которой связаны кровно-родственными отношениями и общностью быта. Круг групп расширяется по мере взросления, появляются дворовые друзья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив, партия и прочие. Социальной группе характерны такие признаки, как внутренняя организация, общая цель, совместная деятельность, правила и нормы, интеракция (активное общение).
В социологии наряду с термином социальная группа применяется термин социальная общность. Оба термина характеризуют объединение людей, но понятие общность шире. Общность – это объединение различных совокупностей людей по какому - либо признаку или жизненным обстоятельствам. Основное отличие общности от группы заключается в том, что между членами общности отсутствует устойчивая и повторяющаяся связь, которая есть в группе. Примеры социальной общности: мужчины, дети, студенты, россияне и т. д.
Переходное положение между социальной общностью и социальной группой занимает квазигруппа – это неустойчивая кратковременная общность людей, носящая случайный характер. Примерами квазигрупп являются концертная аудитория, толпа.

Социальные группы | |||
Виды | Признаки | Примеры | |
1. | Первичные | Непосредственные личные контакты, эмоциональная вовлечённость, солидарность, чувство "мы", ценятся индивидуальные качества | Семья, школьный класс, друзья |
Вторичные | Опосредованные предметные контакты, отсутствие эмоциональных отношений, ценятся способности выполнять определённые функции | Профессиональные, территориальные, демографические группы, партийные электораты | |
2. | Большие | Большая численность | Нации, возрастные группы, профессиональные группы |
Малые | Небольшая численность | Семья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив | |
3. | Формальные | Возникают по инициативе администрации, поведение членов группы определяется должностными инструкциями | Партия, трудовой коллектив |
Неформальные | Создаются спонтанно, поведение членов группы не регламентировано | Друзья | |
4. | Референтная | Реальная или воображаемая значимая группа, с которой человек отождествляет себя и на которую ориентируется | Политическая партия, конфессия |
Нереферентная | Реальная группа, имеющая малую ценность для человека, который обучается или трудится в ней | Школьный класс, спортивная секция, трудовой коллектив | |
5. | Профессиональные | Совместная профессиональная деятельность | Врачи, юристы, программисты, агрономы, ветеринары |
Этнические | Общая история, культура, язык, территория | Русские, французы, немцы | |
Демографические | Пол, возраст | Мужчины, женщины, дети, старики | |
Конфессиональные | Общая религия | Мусульмане, христиане, буддисты | |
Территориальные | Общая территория проживания, единство условий жизнедеятельности | Горожане, селяне, провинциалы |
Функции социальных групп
Американский социолог Нил Смелзер выделил четыре общественно значимые функции социальных группы:
1. Функция социализации человека является самой главной. Только в группе человек становится человеком и обретает социокультурную сущность. В процессе социализации человек осваивает знания, ценности, нормы. Социализация тесно связана с образованием и воспитанием. Образование человек получает в школе, колледже или ВУЗе, а воспитание преимущественно в семье.
2. Инструментальная функция заключается в осуществлении совместной деятельности. Коллективный труд в группе имеет важное значение для развития человека и общества, потому что многого человек не способен сделать в одиночку. Участвуя в группе, человек приобретает материальные средства и самореализуется.
3. Экспрессивная функция группы заключается в удовлетворении потребностей человека в уважении, любви, заботе, одобрении, доверии. Общение с членами группы доставляет человеку радость.
4. Поддерживающая функция проявляется в желании людей объединяться в сложных и проблемных жизненных ситуациях. Ощущение групповой поддержки помогает человеку ослабить неприятные чувства.
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные группы»
Интеллект-карта по обществознанию №36
👩🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий