3.1 Социальная стратификация и мобильность


Видеоурок:  




Лекция:  


Социальная сфера – это одна из сфер жизнедеятельности общества, состоящая из социальных групп, социальных институтов и социальных отношений. Взаимосвязь этих элементов и составляет социальную структуру общества, изучением которой занимается социология. 


Социальное неравенство и стратификация


Индивиды и группы занимают в обществе различное положение, обусловленное неравным доступом к общественным благам: деньгам, собственности, власти, образованию и т.д. По мнению исследователей, все общества были организованы так, что одни социальные группы в них занимают более привилегированное положение, чем другие. Социальное неравенство возникло с зарождения человеческого общества и, как подтверждает история, не может быть искоренено. Проблема социального неравенства и несправедливости человеческого общежития является одной из вечных. Многие писатели затрагивали данную проблему в своих произведениях и давали весьма различное объяснение её причин. Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» причину социального неравенства видит в деньгах, порождающих власть одних над другими. А.М. Горький в пьесе «На дне» показывает бесчеловечность социальных отношений, которые привели людей, рождённых быть свободными и равноправными, на «дно». А причина бедности кроется в государстве, которое не даёт людям возможности подняться из этого «дна».

Дифференциация общества на группы, занимающих различное положение в нём, является основанием социальной стратификацией. Термин был предложен русско-американским социологом Питиримом Сорокиным и означает упорядоченное расположение социальных слоёв (страт) на ступенях социальной лестницы. Чем большими материальными благами или профессиональными навыками обладает человек, тем он выше на социальной лестнице. Основными критериями социальной стратификации являются власть, доход, богатство, образование, престиж профессии. Люди, занимающие различное положение в обществе, к примеру, банкиры, врачи, инженеры различаются социальным статусом, включающим определённый набор прав и обязанностей.

История представила нам четыре типа стратификации: рабовладельческая, кастовая, сословная и классовая. Рабовладельческий, кастовый и сословный строй закреплял человека за определённой группой и не давал ему менять своё положение. К примеру, кастовый строй в Индии делил население на четыре слоя: брахманы – каста жрецов, кшатрии – каста воинов, вайшьи – каста купцов, шудры – крестьян и ремесленников. Перейти из одной касты в другую было невозможно, потому что так людей разделил сам Бог Брахма. Принадлежность человека к той или иной касте можно было узнать по тому, что он надевал, ел, где жил, чем занимался. Строго запрещались межкастовые браки. Сословный строй в России до ноября 1917 года также, как и кастовый строй в Индии, является примером закрытого общества. Он делил население на привилегированное (дворянство, духовенство), непривилегированное (крестьянство) и полупривилегированное (казачество) сословия. Различия в правах и обязанностях сословий закреплялись законодательно. Вспомните к примеру, «Табель о рангах» Петра I.

Классовая стратификация свойственна открытым обществам, в которых люди могут свободно перемещаться из одного социального слоя в другой. В отличие от рабовладельческого, кастового и сословного обществ, в которых принадлежность социальному слою фиксировалась в религиозных нормах или правовых актах, в классовом обществе место индивида в социальной структуре не регламентируется. Основоположниками классового деления общества являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Разделение людей на классы зависит от степени владения ими средствами производства и уровнем материального благосостояния, следовательно, основанием классового расслоения общества является собственность.

В классовом обществе люди дифференцируются на три класса: высший (банкиры, владельцы фирм, управленцы), средний (государственные служащие, квалифицированные рабочие, коммерсанты) и низший класс (обслуживающий персонал, работники без специального образования). Внутри каждого класса существует более детальная дифференциация на слои.
  • Верхний высший класс включает родовых аристократов, накопивших в течение многих поколений несметные богатства.
  • Нижний высший класс составляют богатые, занимающие руководящие посты в бизнесе, промышленности, политике.
  • Верхний – средний класс состоит из высокооплачиваемых профессионалов, это известные врачи, адвокаты, актёры.
  • Средний – средний класс включает хорошо оплачиваемых служащих, людей интеллектуального труда. 
  • Нижний – средний класс составляют квалифицированные рабочие. 
  • Верхний – низший класс включает в себя средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, имеющие относительный достаток. 
  • Нижний – низший класс составляют люди «социального дна» люмпены (нищие, бомжи, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством).  

В социальной структуре общества есть прослойка людей, занимающие промежуточное положение между различными социальными группами – маргиналы. Это люди, не принимающие культуру, религию, мораль социальной группы, в которой они произошли и при этом, не примыкающие к другим объединениям людей. Маргинал чувствует некое отчуждение от группы.  

  

Социальная мобильность


Современное динамично развивающееся информационное общество не может быть закрытым, поскольку нуждается в высококвалифицированных специалистах. Оно открыто для перемещения людей из одного социального слоя в другой. Такое перемещение называется социальной мобильностью.  


Виды мобильности

Виды

Характеристика

Примеры

1.

Горизонтальная

Перемещение на одном уровне социальной лестницы

  • Гражданин Франции приобрел гражданство России;

  • Учитель сельской местности перевелся на работу учителем в городскую школу

Вертикальная

Перемещение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социальной лестнице

  • Заместитель отдела по продажам стал директором фирмы (восходящая);

  • Офицер за нарушение воинского устава был разжалован в рядовые (нисходящая)

2.

Индивидуальная

Перемещение одного человека

  • Иванов перевелся на другую работу

Групповая

Перемещение группы

  • Туристы из России поехали в Египет

3.

Внутрипоколенная

Изменение социального статуса внутри одного поколения

  • Инженер стал начальником цеха

Межпоколенная

Отличие социального статуса различных поколений


  • Сын крестьянина стал банкиром


4.
Структурная
Перемещение, вызванное структурными изменениями народного хозяйства и происходящее помимо сознания и воли людей
  • Сокращение машинисток в связи с внедрением компьютерных технологий 
Организованная
Перемещение, контролируемое государством с согласия или без согласия людей
  • Призыв в армию

С помощью чего человек перемещается из одной группы в другую? Представим все наше общество, как огромный многоэтажный дом со множеством лифтов, по которым, люди перемешаются вверх или вниз по этажам. Эти лифты являются каналами социальной мобильности – путями перемещения людей из одной группы в другую. Социолог П. Сорокин относит к таким каналам:

  • школу (выпускник школы Андрей, после окончания 11 классов поступил в Медакадемию);

  • ВУЗ (молодой специалист по юриспруденции устроился после окончания ВУЗа в известную юридическую фирму);

  • армию (сын ремесленника вступил в армию и стал маршалом);

  • брак (Игорь женился на дочери мера города и стал управляющим фонда социального страхования);

  • бизнес (рядовой сотрудник авторемонтной мастерской вырос до директора автосалона);

  • церковь (церковное служение помогло крестьянину Никите Минову стать патриархом Никоном);

  • искусство (Джастин Бибер стал известен и популярен после размещения своих песен на You Tube).


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальная стратификация и социальное неравенство»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальная стратификация и мобильность»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальная мобильность»

Интеллект-карта по обществознанию №35

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий