2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина


Видеоурок: 




Лекция: 

          

С появлением экономической науки (более 300 лет назад) главным принципом экономического поведения человека стал принцип рациональности, который позволяет выбрать решения, дающие наибольшие результаты производства при минимальных затратах ресурсов.

Рациональное экономическое поведение – это такое поведение экономического субъекта, которое заключается в его стремлении получить при минимальных затратах максимум результата. 


Рассмотрим рациональное поведение основных экономических субъектов: потребителя и производителя. 

Потребитель – это тот, кто приобретает в магазине необходимые товары, пользуется услугами парикмахера, обращается за медицинской помощью или обучается в образовательных учреждениях. Каждый из нас является потребителем. Кроме физических лиц (граждан) потребителями являются юридические лица (предприятия, фирмы) и государство. Основной целью потребителя является получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг. Как известно, человеческие потребности не ограничены, но возможности их удовлетворения ограничены. Поэтому потребитель, исходя из имеющихся у него возможностей (семейного бюджета, цены, ассортимента), задаётся вопросами, что приобрести в первую очередь, как выбрать качественный товар, как сократить финансовые потери и сберечь деньги. В решении этих вопросов заключается рациональный выбор потребителя. Для того, чтобы потребитель мог сделать правильный и грамотный выбор, о котором он не пожалеет в будущем, ему необходима достаточная информация о соотношении цены и качества товара или услуги, об ассортименте товара и прочее. Получив необходимую информацию, он оценивает возможные варианты и принимает решение о покупке.

Основным ограничителем возможности купить товар или услугу является уровень доходов потребителя. Источниками доходов являются заработная плата, дивиденды, пособия, пенсии, доход от бизнеса, доход от собственности (например, от сдачи квартиры в аренду). Доход гражданина или семьи обычно распадается на две части: одна – расходы на покупку необходимых товаров и услуг, вторая – на сбережения. Потребительские расходы бывают обязательными – расходы на еду, одежду, коммунальные услуги и произвольными – расходы на покупку книг, бытовой техники, машин.


Задумывается потребитель и о том, каким образом сберечь и приумножить свои доходы. Для него важно знать, какими способами можно сберечь свои средства, в какие активы вкладываться. Главной целью потребителя в этом случае является сохранение денег от обесценивания. У него есть множество вариантов реализации данной цели. К примеру, он может открыть сберегательный счёт в банке, купить ценные бумаги, приобрести недвижимость (дом, квартиру, земельный участок), застраховать своё имущество и прочее. Правильно размещённые сбережения позволяют потребителю иметь дополнительный доход, осуществлять дорогостоящие покупки, оплатить образование, повысить профессиональный уровень. Нужны сбережения и на "чёрный день". Делая рациональный выбор варианта сбережения денег, потребитель анализирует его надёжность, величину процента, а также способность лёгкого обмена на наличные деньги (ликвидность). 


Производитель – это частный предприниматель или фирма, занимающаяся изготовлением и продажей товаров и услуг. Доход производителя от продажи называется выручкой. Средства, вложенные в производство, образуют затраты (издержки). Разница между выручкой и затратами составляет прибыль производителя. Основной целью производителя является получение наибольшей прибыли при наименьших затратах. Эта цель и определяет рациональный выбор производителя в решении главных экономических вопросов, что, как и для кого производить. Он использует различные комбинации факторов интенсивного и экстенсивного роста производительности труда. 

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Рациональное поведение потребителя»

Интеллект-карта по обществознанию №34

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.4.5 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий