2.2 Факторы производства и факторные доходы
Видеоурок:
Лекция:
Ресурсы и факторы производства
Без производства экономических благ (товаров и услуг), направленных на удовлетворение потребностей людей, не может существовать ни одно общество. Экономические блага создаются с помощью ресурсов. Ресурсы, вовлечённые в процесс производства называются его факторами. Запомним ключевое определение данного урока:
Факторы производства — ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.
Одним из основоположников современной экономической теории, изучавших проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей является Адам Смит – британский экономист XVIII века. Он выделял три фактора производства: труд, земля, капитал, которые приносят человеку доход.

Труд — сознательная хозяйственная деятельность человека, направленная на создание полезного результата.
В процессе труда человек затрачивает физические и умственные усилия и получает доход в виде заработной платой. Заработная плата "синих воротничков" (работников физического труда) в среднем ниже, чем заработная плата "белых воротничков" (работников интеллектуального труда). Размер заработной платы зависит от квалификации работника, условий труда и степени риска. Например, Иван Сергеевич и Юрий Петрович преподают в колледже одинаковое количество часов, но Иван Сергеевич имеет высшую квалификационную категорию, поэтому заработная плата у него больше.
Природные ресурсы, как и все другие экономические ресурсы, ограниченны и человек не может изменить их размеры по собственному желанию. Поэтому не допускается потребительское отношение к природе, приводящее к истощению или уничтожению её ресурсов. Доходом от земли является рента. Её размер зависит от качества земли. На двух разных земельных участках при одинаковых вложениях труда и капитала, будет разная производительность, следовательно, и рента.
Доход от земли можно получить разными способами, например, Андрей посадил на своём земельном участке вишнёвый сад с целью продажи вишен, а Вадим сдал свой участок в аренду под строительство автомастерской (в первом случае земельный участок относится к фактору "Земля", а во втором случае к фактору "Капитал").
Капитал делится на финансовый (деньги, ценные бумаги) и физический (корпуса цехов, складские помещения, машины, оборудования, земельные участки как объекты недвижимости). Доход от капитала называется процентом от прибыли. Для получения данного вида дохода человек вкладывает (инвестирует) имеющиеся у него активы (финансовый или физический капитал) в сферу производства товаров или оказания услуг. Такое использование активов в производстве называется капиталовложениями. Размер процента зависит от товарооборота и рентабельности предприятия. Инвестирование бывает прямым, когда человек непосредственно вкладывает свои свободные средства в какое - либо производство. Например, Юрий вложил 50% средств на строительство тепличного комплекса, начатое другом. Но есть ещё и косвенное инвестирование. Например, Татьяна открыла депозит в банке и будет получать процент до истечения срока договора с банком. Депозитные средства банк инвестирует уже сам.

В современном информационном обществе огромную значимость имеют и такие факторы производства, как предпринимательские способности и информация.
Предпринимательские способности – умения человека эффективно сочетать все факторы для производства товаров и услуг с целью извлечения прибыли.
В состав данного фактора включены знания, профессиональные, моральные и психологические качества человека. Доходом от предпринимательских способностей является прибыль. Её величина зависит от образованности, инициативности, ответственности и конкурентоспособности предпринимателя. Например, два друга Саша и Женя решили открыть фирму по ремонту электронной техники, потому что в их деревне нет ничего подобного, а люди нуждаются в таких услугах.
Обладание достоверной информацией является важным условием успешного функционирования предприятия, рационального выбора потребителя. Например, Сергей нашел знакомому предпринимателю оптовую фирму, продающую запчасти дешевле, прежнего поставщика. Бизнесмен хорошо сэкономил и заплатил Сергею за информацию о выгодном поставщике. Одним из видов дохода от информации является роялти – денежное вознаграждение автору за публикацию и распространение его интеллектуальной собственности.

Успешность производства и прибыль предприятия, согласно англ. экономисту А. Маршаллу, зависит ещё и от фактора времени. Учитывая этот фактор деятельность фирмы - производителя делится на три периода:
- мгновенный
- краткосрочный и
- долгосрочный.
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Факторы производства и факторные доходы»
Интеллект-карта по обществознанию №20

YouTube канал «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий