7.19 Б.Л. Пастернак. Роман "Доктор Живаго"

Видеоурок 1: "Доктор Живаго" - роман о русской революции




Видеоурок 2: Значение стихов Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"



Лекция: Б.Л. Пастернак. Роман "Доктор Живаго"


Роман "Доктор Живаго"


У произведения сложная, трудная судьба. Литературоведы считают роман одним из самых необъяснимых литературных творений XX века, называют «поэзией в прозе». Произведение задумывалось в 20-е годы, создавалось на протяжении нескольких лет в 40 –е годы.  Первое издание датировано 1956 годом, в следующем, 1957 году роману присуждается Нобелевская премия в разделе литературы (Пастернаку премия не была вручена, власти отказались отпустить поэта на церемонию награждения). К отечественному читателю роман попал спустя почти 30 лет после его издания за рубежом. За «Доктора Живаго» автору пришлось пережить на родине немало тяжелых минут – роман долго не принимали, автора подвергали суровой критике, дело доходило до организованной травли поэта.


Основная идея романа – идея жизни.


У главного героя, Юрия Живаго, «говорящие» имя и фамилия: «живаго» – от слова «жизнь», Юрий – при крещении давалось имя Георгий (в святцах отсутствует имя Юрий), имя вызывает ассоциации с Георгием Победоносцем, победителем. Юрий Андреевич Живаго вышел победителем, одержал важную духовную победу, не изменил себе.


В романе действие происходит в эпоху глобальных исторических разломов: войн, революций. Человек, его судьба показаны в сложный переломный момент. 


Человеческая жизнь проходит у Пастернака, как проходят в мироздании четыре времени года:

  • рождение – весна;

  • лето – расцвет, юность, начало взрослой жизни;

  • осень – зрелые годы, приносящие жизненный опыт;

  • зима – обретение мудрости, понимание жизни, подведение итогов пройденного пути. Зима в романе символизирует еще и преображение, воскрешение.

Образ свечи – символ начала творческого вдохновения, образ света во мраке невежества, символ Иисуса Христа. Свеча своим светом воплощает трепещущий огонь любви.


В завершении романа  - глава «Стихотворения Юрия Живаго». Поэтические опусы расположены как времена года, в соответствии с периодами человеческой жизни. Заканчивается цикл «Гефсиманским садом» - стихотворением о предательстве Иисуса Христа его учеником – Иудой и о возрождении к жизни – автор умер телесно, но воскрес духовно в своих стихах.


Анализ эпизода о бабочке


Основной образ – бабочка. Она рождается сначала в образе гусеницы, затем пребывает в коконе, и только после этого обретает свой порхающий облик. Перенося процесс на творчество: вначале зарождение из реального уродливого мира, затем внутреннее накопление животворных процессов – и на свет появляется Творчество во всем своем великолепии.


Бабочка мимикрирует, доктору Живаго тоже предлагается мимикрировать, приспособится к окружающему миру в своем творчестве, которое не понимается и не принимается. Мимикрировать с внешним миром – значит слиться с ним, не протестовать, жить спокойно, воспринимая бег времени как данность. Живаго проживает свою жизнь обыденно, как миллионы его современников, умер своей смертью – вышел из трамвая, идущего по замкнутому кольцу жизни – и умер. Однако его ожидает воскрешение – через поэтическое творчество, в сборнике стихов Юрий Живаго останется жить вечно.



Онлайн-библиотека:
Б. Л. Пастернак. Роман "Доктор Живаго"​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий