7.17 А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Тёркин"

Видеоурок: Поэмы А. Т. Твардовского




Лекция: А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Тёркин"


Поэма "Василий Тёркин"


Своим рождением Вася Теркин, веселый русский солдат-богатырь, обязан группе поэтов, предложивших создать в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» серию рисунков о подвигах бойца. Твардовскому поручили написать вступление. Стихотворный портрет был написан и вскоре опубликован в газете (номер выпущен 05 января 1940 года). Во время Великой Отечественной войны образ неунывающего Теркина становится ведущим в творчестве поэта, вместе с ним Твардовский прошел тяжелыми военными дорогами. Стихотворение  переросло в поэму, произведение стало называться «Василий Теркин. Книга про бойца» была закончена в победные майские дни 1945 года.


Жанр – героическая поэма, хроника.


Тема – человек на войне, в будничных военных событиях; воплощение национального русского характера.


О «высоких» темах говорится обычными повседневными словами, автор почти не пользуется «раскрашиванием» текста.


Книга написана 4 стопным хореем, рифмы – смежная, перекрестная, мужская/женская варьируются, строфы из 4 строк, состоят из двух, трех, четырех и более стихов. В 4 строках при смежной рифме часто наблюдается пропуск рифмы 1 и 3 строки. Часто в четверостишие добавляется 5 строка – для усиления смысла стиха. Твардовский образовал особую, текучую строфику, сопровождаемую новаторским синтаксисом.


Книга вобрала в себя литературную речь и одновременно – просторечье, разнообразную лексику – от народной до ораторской.


Среди художественных средств, использованных в книге – приемы живой народной речи (поговорки, пословицы, прибаутки) и народной поэзии (уменьшительные слова, эпитеты, выражения). Язык поэмы прост, лаконичен, используются идиоматические выражения, диалоги; в небольших, простых предложениях часто отсутствуют связки.


Глава "Переправа"


Глава – одна из самых ярких в поэме. Переправа – тяжелейшее испытание мужества и выносливости солдата. В тексте символами переправы служат образы чужой ночи, жухлого льда, берега правого «как стена». Поэт показывает войну как величайшую трагедию: «Люди теплые, живые/Шли на дно, на дно, дно» (повтор усиливает впечатление от трагедийности происходящего). Особенно потрясает эпизод с описанием мертвых лиц, на которых не тает снег. Трагедия разрастается до эпических масштабов: («Из Сибири, из Москвы/ Спят бойцы. Свое сказали. И уже навек правы») – солдаты ушли в бессмертие, положив свои жизни на алтарь победы.


Теркин чудом остается жив, как и первый взвод, успевший переправится на другой берег.


Глава "Два солдата"


В сюжете главы «Два солдата» использован сюжет русского фольклора о солдате, сумевшем сварить кашу из топора. Встречаются два солдата двух мировых войн – старик –крестьянин воевал в Первую мировую, Василий – участник Второй мировой войны. Теркин показан в мирной житейской ситуации: определившись на ночлег в крестьянскую избу, он чинит хозяйские часы, помогает наточить пилу, получая в качестве «вознаграждения» яичницу с салом.


Глава "Поединок"


Контрастом к бытовой сцене короткой военной передышки выписана глава о тяжелых буднях военного времени - «Поединок». 


Это описание рукопашного боя. Немец сильнее Теркина физически, но на стороне русского бойца правда, что позволяет ему одержать победу в смертельном поединке. Поэт обращается к славному историческому прошлому, строчка «Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит» подчеркивает, что победа всего воинства зависит от личного героизма каждого солдата.


Глава "Смерть и воин"


Глава построена на диалоге Теркина со Смертью. Боец встречается с ней с глазу на глаз, но не боится, побеждает силой духа,  Настолько сильна в русском солдате воля к жизни, что перед несгибаемым характером отступает даже смерть(«И, вздохнув, отстала смерть»).


Книга стала бессмертным литературным памятником солдату–победителю, его беспримерному мужеству, нравственной стойкости.



Онлайн-библиотека:
А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Тёркин"

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий