7.15 М. А. Булгаков. Романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"

Видеоурок 1: Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"




Видеоурок 2: Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"



Лекция: М. А. Булгаков. Романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"

Роман "Белая гвардия"


История создания, жанр. Автор вел работу над романом в течение трех лет – с 1922 по 1925 года. Семейный роман постепенно перерастает в глубокое произведение с философскими и общечеловеческими проблемами. Следовательно, «Белая гвардия» - философский роман.


Сюжет романа разворачивается в 1918 году в Городе без названия (по описанию легко угадывается Киев). Город оккупирован немецкими войсками, но днями ожидается подход армии Петлюры.


Олицетворение «белой гвардии» - семья Турбиных: Алексей, Николай, Елена и ее муж, капитан  белой армии Тальбергом. Около них находятся друзья военные – Мышлаевский, Степанов и Шервинский. Немцы отступают из города,  для защиты Города от войск Петлюры создается  русский дивизион, но его распускают еще до начала военных действий. Алексей случайно оказывается лицом к лицу с армией петлюровцев, получает ранение. Его спасает незнакомая женщина, Юлия Рейсе и, переодев в штатское,  отвозит домой. В доме Турбиных появляется новое действующее лицо – брат Тальберга, Ларион из Житомира. Алексей трудно переживает ранение, заболевает сыпным тифом и буквально возвращается с того света. Его брат Николай в это время участвует в поиске и захоронении отважного полковника Най – Турса, погибшего во время защиты Города.


В феврале армия Петлюры покидает Город – на окраинах слышна канонада большевистских орудий, наступает Красная армия.


Тема, проблема «Белой гвардии». Перед началом романа размещены два эпиграфа, взятых из «Капитанской дочки» (А.С. Пушкин) и «Откровения» (И. Богослов). Первый эпиграф - о стихии, автор трактует ее следующим образом: люди, описанные в произведении должны найти свое место среди стихии революции, неопределённости времени и страха перед будущим. Второй эпиграф символизирует дух апокалипсиса, который пронесен через все произведение; все события ассоциируются с днями Страшного суда.


Тема романа - судьба интеллигенции в сложный, переломный момент истории. Семья Турбиных – не только собирательный образ «белой гвардии», Города и России в целом.


Конфликт в романе. С первой главы становится понятно, что дом Турбиных - это маленький островок, противостоящей происходящему в Городе и в стране в целом. Несмотря на волнения, убийства, смерти и кровь, в доме сохраняется атмосфера покоя. Мелочи остаются на своих местах – скатерть на столе, ковры и шкафы, полные книг. Как точно подметил Лариосик, впервые появившись в этом доме, что, несмотря на все происходящее, особенно восхитительны шторы кремового цвета, отрывающие от жестокой реальности.


У каждого героя свой характер, но они все лаконично сочетаются и одинаково смотрят на мир с позиции интеллигентных людей царского времени.


Финал роман звучит оптимистично, герои надеются надеждой на лучшее будущее.


Герои верят, что все плохое позади, а впереди их ждет светлое будущее.

 

Роман "Мастер и Маргарита"


Замысел возник у Булгакова в середине 20-х годов XX века, писалось произведение более 10 лет – с 1928 по 1940 г.


Первоначальный вариант автор сжег ( почти  через полвека роман восстановили, издали, назвав произведение «Великий канцлер»; текст – «Евангелие от Дьявола», Мастер и Маргарита в сюжете совершенно отсутствуют). Булгаков долго и тщательно подбирал название (варианты - «Черный маг», «Консультант с копытом»). В 1931 году на страницах романа появляется Маргарита, в 1934 году – Мастер.


В полной версии величайший роман  XX века был опубликован за границей в 1967году, в СССР – в 1973, принеся автору посмертную мировую славу.


Жанр: сплав сатиры, философии, фантастики. «Мастер и Маргарита писался Булгаковым на протяжении почти всей жизни, за это время автор не раз менял замысел, главных героев, перекраивал сюжет произведения.


Проблематика. Булгаков затрагивает глубочайшие философские проблемы: какие силы формируют исторический процесс? Кто и как организует человеческую жизнь, что или кто руководит действиями и поступками людей?


Проблемы, нашедшие отражение в романе:

  • Что такое истина? (истиной является роман Мастера);
  • Жизненный поиск (дорога в заключительных сценах романа);
  • Социальные проблемы (сцены московской жизни);
  • Человеческие пороки (сделка с совестью, трусость);
  • Поведение индивида в конкретный исторический момент (можно ли оправдывать поведение человека сложным историческим временем?).

Автор показывает, что судьбу человека определяет только следование идеалам подлинной красоты, общечеловеческого добра.  


Композиция. Действие начинается на московских Патриарших прудах, в 1930 годы XX века. Постепенно события станут перемещаться во времени и пространстве, перенос читателя из одного мира в другой, из одной обстановки в другую.


В произведении две основные сюжетные линии (роман о судьбе Мастера и Маргариты и параллельное повествование о Понтии Пилате). Роман содержит, к тому же, три плана развития: современный и ершалаимский миры, и мир свиты Воланда – блестящая булгаковская фантасмагория.


Связь двух сюжетов кроется в романе Мастера, написанном в 1930 году, когда сатана появляется в современном мире для проведения своего бала. «Роман в романе» написан двумя разными авторами (роман о Мастере создает автор, ершалаимский роман пишет Мастер). Они имеют разную стилистику, описывают разное время и различны по сюжету.


Оба произведения, хотя и различны по временным рамкам, объединены идеей крестного пути главных героев – и Иешуа и Мастер несут свой крест. Ни того, ни другого не слышат их современники. Мастер косвенно повторяет судьбу Иешуа с разницей в две тысячи лет. Постепенно, по мере углубления в текст, выясняется, что автор провел параллели не только между главными героями, но и второстепенными персонажами.


Повествование о Понтии Пилате занимает только 1/6 часть романа Мастер и Маргарита. Кроме основного описания, вложенного в роман, он проявляется в сюжете видениями, обрывками рукописей и рассказами.  Современные события постепенно переплетаются с сюжетной линией повествования о древних временах.


Проблема выбора. Отражается как в романе про Пилата и Иешуа, так и в истории Мастера и Маргариты.


В первом случае - выбор явный: казнить или помиловать. Но если помиловать – значит, признать и понять правоту человека. Второй выбор - между тем, что правильно и собственным эгоизмом. Воланд со своей свитой практически не влияют на происходящее в Москве, но происходит удивительное: восстанавливается справедливость, пусть иногда достаточно жестокими мерами. События развиваются так, что на всеобщее обозрение выставляется вся сущность человеческой души. В отношении Понтия Пилата и Иешуа – это трусость толпы, активно участвующей в казни человека; в романе о Мастере – сумасшествие современного общества, не замечающего абсурдность своего поведения, своих взглядов и суждений.


Булгаков красочными аллегориями описывает современность в романе. К примеру, «нехорошая квартира», в которой бесследно исчезают люди – это страшное время арестов, ссылок и расстрелов 1930-х годов. Время, когда человеческая жизнь ценилась не больше непризнанного романа Мастера. Булгаков хлестко высмеивает бюрократизм, процветающее взяточничество, подлость и лицемерие сограждан.


Тонкая душевная организация Мастера не выдерживает реалии жизни. В финале его высшей наградой за перенесенные страдания становится обретение покоя.



Онлайн-библиотека:
М. А. Булгаков. Роман "Белая гвардия"​​​
М. А. Булгаков. "Мастер и Маргарита"​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий