7.8 С.А.Есенин. Стихотворения. Урок 2

Лекция: С.А.Есенин. Стихотворения: «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»



«Русь Советская» (1924) 


Стихотворение имеет посвящение, оно обращено к другу, А. Сахарову; написано под впечатлением от совместной поездки Есенина и Сахарова на родину поэта, в село Константиново.


Жанр: поэма небольшого размера.


Композиция рамочная.


Текст разделяется на 4 смысловые части:

1 строфа передает пессимизм, одиночество героя;

2 строфа описывает Русь советскую на родине героя;

3 строфа – отношение поэта к революции;

4 строфа декларирует жизненное кредо поэта.


Поначалу представляется, что Есенин написал произведение политического звучания, однако истина открывается по ходу прочтения: выясняется, что герой утратил прошлое, и не приобрел будущее. Он возвращается домой, в родное село, видит перемены, которые принесла Советская власть. Поэта ждет неприятное открытие: его поэзия здесь никому не нужна, популярны у народа «агитки Бедного Демьяна».


Герой чувствует себя лишним в родной стране, он раздосадован и разочарован, он признается, что не может подчинить свой дар новым темам и идеям. Однако потом, в дальнейшем, когда «пройдет вражда племен» поэт будет воспевать «Всем существом …/Шестую часть земли /С названьем кратким «Русь».


Стихотворение написано 3стопным «фирменным» есенинским анапестом, в тексте много богатых рифм, чередуются мужская и дактилическая рифмы.


Эмоциональный фон поддерживают риторические вопросы и восклицания.


«Запели тесаные дроги…» (1916) 


Тема: образ Родины.


Жанр: патриотическая, пейзажная лирика.


Произведение написано в традиционной для ранней лирики манере: поэт обращается к Родине, любуясь ее великолепными пейзажами, богатейшей природой.


В начале стихотворения – классический для русской поэзии образ дороги, символизирующий историческое развитие России.


Другой ведущий мотив, часто проявляющийся в ранней лирике Есенина – религиозный. Поэт уверен, что христианство – не убеждение русского народа, а привычный уклад повседневной жизни.


I, II строфы – русский пейзаж в деталях (поминальные кресты, колокольни, «равнины и кусты»);

III строфа – единый образ России; описание дано в излюбленных поэтом цветах – синем и малиновом («О Русь – малиновое поле/И синь, упавшая в реку»);

В IV строфе  говорится о том, что Россия бесконечно дорога лирическому герою, он готов разделить ее трудную судьбу («Но не любить тебя, не верить - Я научиться не могу»). В словах звучит переживание о дальнейшей судьбе родной страны («Ты на туманном берегу»).


Похожий мотив готовности перенести любые испытания звучит в заключительной строфе стихотворения («И не отдам я эти цепи/И не расстанусь с долгим сном…»).


Стихотворный размер: 4стопный ямб, рифма перекрестная.


Стихотворение наполнено словами, передающими настроение лирического героя: «озёрная тоска», «тёплая грусть», и др. Для создания лирического настроения и усиления эмоционального восприятия использованы эпитеты, анафора, метафора.


«Русь» (1914)


Стихотворение из 5 частей, иногда определяется как небольшая поэма. Поэт опирается на русское народное творчество


Композиция: рамочная (III, IV части – есть вступление и заключение).


Время действия – допетровская Русь и более ранний период. Ощущению пространства способствуют лексические средства - архаизмы и диалектизмы.


Сюжет: женщины провожают своих мужчин на войну, с волнением ожидают известий от них, получая письма, радуются хорошим новостям.


В обрамляющих частях – пространные размышления о родной стороне, природе. Рассуждения поэт вкладывает в уста своего лирического героя через метафору, олицетворение, сравнение.


В последней строфе (текст содержит  практически законченное строфическое кольцо с начальной строфой 2 главки) – завершение лейтмотива, ответ на вопрос, начинающий душевное признание Есенина в своей единственной большой любви  – любви к Родине(«Ой ты, Русь, моя родина кроткая/Лишь к тебе я любовь берегу.»).


Стихотворение написано 3стопным анапестом, чередуются дактилическая и мужская рифмы, текст наполнен точными, богатыми рифмами.


«Пушкину» (26.05.1924)


Есенин написал стихотворение к 125 – летию А.С. Пушкина.


Произведение пропитано личным отношением поэта к великому предшественнику, он беседует с памятником Пушкину, как с живым человеком.


«Пушкину» стоит особняком среди других произведений Есенина. Лирический герой пытается общаться с гением русской литературы как с равным, называя того повесой и представляясь «Как я сегодня хулиган». Но вместе с тем, поэт понимает, что Пушкин для отечественной литературы – «могучий дар».


Есенина заботит собственная судьба, он тревожится, переживает, надеется на свою славу в будущем.


Стихотворение написано 4стопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на 2 слог, рифма перекрестная.


Произведение написано непривычным для Есенина простым языком. Присутствует только метафоричные  «…в бронзе выкованной славы» (подчеркивает величие и значительность Пушкина), «Сумело бронзой прозвенеть» (обозначает высоту будущей славы Есенина, если он станет так же знаменит, как Пушкин).


«Я иду долиной. На затылке кепи…» (18.07.1925)


Произведение сложено композиционно четко: есть вступление, развитие сюжета, финальные строчки, совершенно переиначивающие тему.


В стихотворении есть сюжет: после продолжительного отсутствия поэт возвращается в родные места, одетый по заграничной моде (этакий европейский щеголь!). Но земляков чудной внешний вид поэта не впечатляет, они хотят посмотреть, как он помнит привычный крестьянский труд («Размахнись косою, покажи свой пыл»). Настоящий, глубокий смысл жизни он видит в исконно русском труде, тогда как занятие поэзией приносит горькое разочарование.


Есенин описывает родной ему крестьянский мир, наделяет его свободой, внутренней красотой. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, в тексте четко ощущаются пессимистические нотки, свидетельствующие о пессимизме и разочаровании.


В стихотворении 8 строф, написано 6стопным хорем, двухсложной стопой с ударением на 1 слоге, рифма перекрестная.


Изобразительные средства: эпитеты («легкая прохлада»), метафоры («шепчут грабли», «синеет река»).


«Низкий дом с голубыми ставнями…» (1924)


Стихотворение отражает лирические раздумья поэта о родной стороне, которую он однажды покинул.


Основная идея произведения содержится уже в начальной строфе. Это своеобразная исповедь поэта, признание в вечной любви к родному дому.


Юные годы поэт описывает с чувством светлой грусти, строчки полны глубокого лиризма.


Идейная кульминация – в III строфе. Внутренний мир поэта сильно изменился – он не собирается пропасть в глубинке, но мысли о покинутом родном доме бередят душу.


В картине природы – мелодически грустная интонация. Образ  улетающих журавлей ассоциируется с образом поэта, улетевшего из родного гнезда.


Заключительная строфа «окольцовывает» композицию, повторяя слова из первой строфы, тем самым придавая стихотворению законченность, смысловую завершенность. Последние строки посвящены образу дома.


Большой смысл заключен в цвете: Есенин полагал, что в звучании «Россия» слышится «синее что-то». В стихотворении цвет несколько смягчен на голубой тон.


Произведение написано 3стопным анапестом, трехсложной стопой с ударением на 3 слог, рифма, за исключением 5 и 6 строф, - перекрестная (5, 6 строфы - АВСА).



Онлайн-библиотека:
С. А. Есенин. Русь советская («Тот ураган прошел. Нас мало уцелело...»)​​​
С. А. Есенин. «Запели тесаные дроги…»​​​
С. А. Есенин. "Русь"​​​
С. А. Есенин. Пушкину («Мечтая о могучем даре...»)​​​
С. А. Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи…»​​​
С. А. Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями…»​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий