7.1 И.А. Бунин. Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

База знаний ЕГЭ Литература Добавлено: 20-08-2017, 20:05

Видеоурок 1: Краткий анализ рассказа И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"



Видеоурок 2: Иван Бунин. Чистый понедельник


Лекция: И.А. Бунин. Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"


Рассказ "Чистый понедельник"


Произведение входит в цикл «Темные аллеи», написанный Буниным в эмиграции, с 1937 по 1944гг. «Чистый понедельник» датирован 1944 годом. Писатель жил в это время во Франции, шла Вторая мировая война и Бунин всем сердцем сопереживал России. Будущее было неясно, писателя беспокоила не только собственная дальнейшая судьба, его волновали вопросы общенационального характера – в чем состоит загадка русской души? где, в каких тайниках спрятаны истоки русского характера?


В этот сложный момент из - под пера Бунина выходит цикл рассказов о любви, среди которых одним из самых глубоких и пронзительных является рассказ «Чистый понедельник».

В произведении только два героя: она («Шамаханская царица»), он (красавец с «сицилианской» внешностью).


Повествование ведется от лица героя.


Время действия: декабрь 1911 – март 1912 гг.


Жанр: новелла.


Отличительная особенность: точная датировка происходящих событий (обычно в произведениях Бунина нет временных уточнений).


В рассказе участвуют реальные исторические лица русской культуры: А. Белый, И. Москвин, В. Качалов, К. Станиславский (знакомство героев происходит на лекции поэта А Белого).


Кульминация: решение героини принять монашество.


Художественный мир: покой, гармония.


Московская жизнь предстает в современном обличье (Художественный театр, выставки, рестораны); также, повествователь проводит читателя в мир московской Святой Руси (посещение Ново-Девичьего монастыря).


Сюжет основан на истории несостоявшейся любви центрального персонажа, чья возлюбленная принимает решение покинуть мирскую жизнь и переселиться в монастырь. Характер героини сложен, соткан из противоречий: ведет обычную богемную жизнь, но в то же время посещает святые христианские места, при этом отрицая свою набожность, и т.д. Причину такого поведения Бунин видит в нахождении России на стыке двух культурных миров: Запада и Востока (в новелле постоянно сталкиваются восточное проявление с западными атрибутами). К внешней «раздвоенности» добавляется внутреннее перепутье героини, в повседневной жизни она все время находится на грани двух миров. В конце концов ею принимается решение пройти путь смирения и покаяния – тот путь, который, по глубокому убеждению писателя, должна была выбрать Россия.


Герой очень болезненно воспринимает потерю любимой (Бунин описывает переживания тонкими намеками, искусно описанными деталями). Переживания выдают в нем эмоционального, чувственного человека.


Почему новелла так названа?


В «чистый понедельника», героиней принимается решение об отречении от мира; в этот день верующие начинают Великий пост, т.е. отказываются от привычной «греховной» жизни. Состояние резкой смены одного состояния и перехода в его другое, прямо противоположное, наблюдается в тесте постоянно.


Еще одно значение слова «чистый» - «пустой, не заполненный ничем» выявляется в эпилоге, когда герои встречаются и переносятся мысленно в последний вечер перед постом – Прощенное воскресенье, последний день их счастья.


Рассказ "Господин из Сан-Франциско" (1915)


Повествование о богатом американце, путешествующем с семьей через океан в Европу, первоначально называлось «Смерть на Капри», это рассказ-притча философской направленности. 


Главная идея произведения: богатство, власть – ничтожны  перед лицом смерти. Если жизнь не наполнена красотой – она бесполезна и отвратительна.


В рассказе отсутствуют имена; главный герой не имеет имени – так Бунин подчеркивает внутреннюю безликость, одинаковость людей с тугими кошельками, их типичность.


Произведение условно можно поделить на две части. Первая рассказывает о путешествии господина из Америки к итальянским берегам, вторая – тоже о путешествии, но уже из Италии  в Новый свет, однако сам господин уже не принимает в нем участие – его бездыханное тело на самом дне корабля.


Бунин писал в стиле критического реализма, для которого характерно обобщение и типизация. Типичны сам господин (воплощение «американской мечты») его семейство, способ времяпрепровождения господ в путешествии. С помощью антитезы писатель изображает праздных, безудержно веселящихся прожигателей жизни – и рабочих, вынужденных трудиться днем и ночью (Бунин описывает их труд как девятый круг ада из «Божественной комедии» Данте).


Корабль назван «Атлантидой»  не случайно: еще свежа в памяти катастрофа «Титаника», к тому же так назывался легендарный остров, погрузившийся в океан в наказание за грехи его обитателей. За бортом лайнера вздымается крутыми волнами грозный океан, символизирующий в рассказе кипение жизни, однако пассажиров это совершенно не тревожит. На корабле они живут так, как привыкли жить на земле.


Кульминационная сцена – внезапная смерть безымянного господина. Моментально меняется отношение окружающих к нему, его семье – услужливость, подобострастие уступают место жесткости, даже жестокости, равнодушию. Умерший господин больше не приносит дохода, его жена и дочь не могут больше претендовать на «место под солнцем». Господин меняет роскошную каюту на тесный гроб, спущенный в  темные недра лайнера. Над ним, далеко вверху, в ярко освещенном зале гремит музыка, нанятая пара изображает нежно влюбленных, все танцуют, веселятся – жизнь продолжается.


Любовь в рассказе почти не представлена, но ощущается в описаниях Италии, картин местной итальянской природы: вместе с двумя горцами на землю будто спускается благодать (писатель намеренно замедляет повествование, чтобы читатель мог лучше рассмотреть этот кусочек рая на земле).


Куприн создал удивительную притчу о сиюминутности человеческого пребывания на земле, о хрупкости и ничтожности человека перед природой, вечными законами жизни.



Онлайн-библиотека:
И. А. Бунин. Чистый понедельник
И. А. Бунин. Господин из Сан-Франциско

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий