5.6 Н.А.Некрасов. Стихотворения

Видеоурок 1: Н. А. Некрасов и "натуральная школа"



Видеоурок 2: Главная тема стихотворения Н. А. Некрасова "Поэт и гражданин"


Лекция: Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…»


«Тройка» (1848 г.)


Тема: судьба простой русской крестьянки.


Главный образ – тройка, символизирующая, с одной стороны, быстротечность  человеческой жизни и невозможность ее изменить, с другой – упущенные возможности.


Композиция кольцевая. Имеет двухчастное строение (без последних 2 строчек):

1 часть – счастливая часть жизни девушки;

2 часть – тяжелая женская доля.


Лирический герой наблюдает за молодой крестьянкой, ее жизнь он сравнивает с быстро мчащейся тройкой.


Первые 2 строфы – ожидание тройки на дороге;

Последующие 3 строфы – портретное описание крестьянки;

Дальнейшие 4 строфы – невеселые картины ее замужней жизни;

Две последние строфы – лирический герой призывает крестьянку смириться со своей судьбой, не питать бесполезных надежд на счастье.


Произведение написано 3 стопным анапестом, женская и мужская рифмы чередуются, рифмовка перекрестная, последняя строфа – смежная.


Использован контраст: воображаемая счастливая судьба – реальная несчастливая жизнь.


В первой части эпитеты описывают красоту девушки, глаголы подчеркивают живость ее движений, молодую порывистость. Несчастную судьбу характеризуют глаголы-метафоры, эпитеты, показывающие беспросветную тяжелую крестьянскую жизнь. 


«Я не люблю иронии твоей…»


Дата написания:1850(?)


Стихотворение посвящено А. Панаевой, является частью «панаевского цикла».


Жанр: интимная лирика.


Тема: этапы любовного чувства (развитие, охлаждение, угасание).


Центральная мысль: только любовь является настоящей жизнью, ее нужно беречь и сохранять.


Композиция: от начала к финалу прослеживается угасание любви.

1 строфа: признание лирического героя в угасании некогда сильных чувств;

2 строфа: сложные отношения мужчины и женщины в период охлаждения;

Последняя строфа: герой понимает, что наступает окончательный разрыв с любимой женщиной.


Образность выражена противопоставлениями, метафорами, эпитетами, сравнениями.


Произведение отличает необычная организация стиха.


Рифмы мужская/женская чередуются беспорядочно.


Размер: 5стопный ямб с многочисленными пиррихиями, в каждой строфе индивидуальная рифмовка:

1 строфа – кольцевая;

2 строфа – перекрестная;

3 строфа – перекрестная/смежная.


Сумбурность рифмовки точно отражает внутреннюю неуспокоенность, мятежность духа лирического героя.


«Железная дорога»  (1864)


Автор посвятил стихотворение строительству Николаевской железной дороги. Строительство проходило в немыслимо тяжелых условиях, ценой множества человеческих жертв.


Жанр: лирическое стихотворение.


Сюжет, персонажи: лирический герой и его попутчики по вагону.


Эпиграф: разговор генерала с сыном Ваней


Композиция:

I – описание красот осенней природы из окна поезда

II – монолог рассказчика, в 3 последних строфах - главная мысль о важности уважительного отношения к человеку труда;

III – речь генерала о неспособности  народа, погрязшего в пьянстве, к созиданию.

IV – Ваня со слов рассказчика узнает, что строители получили в награду за каторжный труд бочку вина да прощенные недоимки.


Рифмовка: стихотворение состоит из 37 строф, написано 4стопным дактилем (I часть), в остальных частях – чередование 4стопного с 3стопным (укорочена последняя стопа). Ритмическая организация имитирует стук колес поезда.


Чередование рифм: в I строфе женская/мужская, далее - мужская /дактилическая, мужская/женская. Рифмовка перекрестная.


Образность произведения создается великолепным описанием русской природы (1 часть), в описаниях народных страданий Некрасов мастерски использует олицетворение.


Практически отсутствуют тропы в речи генерала.


Подобным слогом написана заключительная, IV часть (описание народного «счастья»).


«В дороге»  (1845)


Жанровая сценка точно описывает жизненную ситуацию: ямщики в долгих путешествиях часто развлекали седоков песнями, рассказами из своей жизни. В народном фольклоре существовал особый жанр песня ямщика.


Сюжет: ямщик жалуется барину на жену, воспитанную в барском доме. Она воспитана господами, обучена женскому ремеслу, игре на фортепиано. Однако пришел новый господин, и девушку выдали замуж в деревню за простого человека. Жизнь ее невыносима, она тоскует, плачет – крестьянская доля ей тяжела, она не умеет работать по хозяйству. Ямщик сетует, что жену погубило господское воспитание.


Тема:  печальная участь человека, обладающего чувством собственного достоинства.


Идейное содержание стихотворения – протест против крепостничества.


Размер – 3стопный анапест, хорошо передающий звук лошадиных копыт. Использование разнообразной рифмовки (парной, кольцевой, перекрестной), чередование женской и мужской рифм придает стихотворению характер разговорной речи.


Образность стихотворению придают простонародные выражения, 2 сравнения и 1 эпитет.


«Вчерашний день, часу в шестом…»  (1848)


Жанр: гражданская лирика


Событие, описанное в стихотворении, представляет собой реально происходившее событие с конкретной датой – сюжет приобретает характер репортажа. Однако современники понимали, что автор написал художественное произведение.


Сюжет прост: на площади бьют кнутом молодую женщину.


Сцена наказания ассоциируется у автора с ударами, которые испытала его Муза, к тому же автор видит здесь судьбу всей страны, молчащей под ударами крепостнической власти. Подобная трактовка делала произведение политически опасным, грозила автору серьезными неприятностями.


В стихотворении 8 строк, использован разностопный ямб: четные строки – 4стопный, мужская рифма, нечетные – 3стопный, женская рифма. Четкий ритм создает перекрестная  и точная рифмы.


В I строфе – 1 эпитет («молодая»), во II строфе – восклицания, повторяющиеся «и» создают эффект свиста кнута. Усиливает «свистящий» эффект смена слова «кнут» на «бич».


Муза Некрасова – не воздушная эфемерная красавица, посещающая поэта в минуты вдохновения, а сестра избиваемой крестьянки. Поэт в своем творчестве рассказывает о тяжелой жизни простого народа.

«Мы с тобой бестолковые люди…» (1851)


Посвящено  А. Панаевой, лучшее лирическое произведение поэта о любви.


Тема: конфликт между влюбленными с благополучным завершением (поссорились - помирились).


Автор излагает идею о благотворном  влиянии ссоры на чувства влюбленной пары.


В стихотворении 3 строфы:

I –  описано внутреннее состояние влюбленных в ссоре.

II – призыв лирического героя к любимой с требованием высказаться; подозрение о надуманности ссоры;

III – возвращение любви, воцарение мира.


Первая строфа - статичная картина; глаголов в тексте нет, действие остановлено.

Во второй строфе множество повелительных глаголов (побуждение к примирению);

В третьей строфе вновь возвращается статика, употреблен только один глагол.


Образность придают эпитеты, метафоры (на них выстроено все произведение), аллитерация.


Стихотворение написано 3стопным анапестом с использованием женской рифмы.

«Поэт и Гражданин» (1856)


Жанр: гражданская лирика.


Стихотворение считается манифестом Некрасова, это его жизненная позиция.


Тема: роль поэта и поэзии в обществе. Поэт обязан своим талантом служить народу.


Произведение – диалог Поэта и Гражданина.


Гражданин у Некрасова – носитель идей революционных демократов, к которым автор причисляет себя. Гражданин взывает к Поэту со словами об исполнении им высокого долга, перечисляет все хорошее в нем как в человеке (Поэт старается скрыть свои положительные качества от общества).


Монолог Гражданина – его кредо. Настоящий гражданин своей страны должен «идти в огонь за честь Отчизны…», т.е. выражать активную жизненную позицию.


Гражданин именует Поэта небесным избранником, зовет посвятить себя служению народу. Из его уст звучит призыв, ставший знаменитым афоризмом: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».


Поэт отговаривается своим несоответствием высокому предназначению, объясняя причину: в молодости он проявил себя как гражданин, но испугался, страшась последствий. Он изменил долгу, в чем теперь раскаивается.


Стихотворение написано 4стопным ямбом с большим количеством пиррихия. Мужская/женская рифма чередуются, рифмовка – парная, кольцевая, перекрестная.

Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…») (1874)


Стихотворение написано как ответ монархистам, призывавшим Некрасова «правильно» отражать положение крестьян после отмены крепостного права, описывать наступившую «райскую» жизнь крестьян.


В стихотворении 4 строфы:

I –возмущенное оспаривание неактуальности своего творчества;

II – раздумья автора о поведении своей Музы;

III – рассуждения о подлинности народного счастья;

IV - итог; нет ответа – принесло ли освобождение счастье народу; автор  не знает нужны ли мужику его стихи.


Стихотворение написано 6стопным ямбом с парной рифмой.

«О Муза! Я у двери гроба…» (1877)


Произведение числится последним творением Некрасова. Тяжелобольной поэт обращается к Музе.


Жанр: гражданская лирика.


Тема: признание творчества поэта в народе.


Образ Музы является основным в творчестве Некрасова, он появляется в нескольких произведениях поэта.


Три строфы стихотворения не разделяются пробелами – в тексте предложение, заканчивающее одну строфу, начинает следующую. Мысль автора льется непрерывным потоком, он спешит «выговориться».


Произведение делится на смысловые отрывки (их всего 3).


Поначалу герой кается перед своей Музой (первый отрывок), затем – объединяется с ней, представляя свое творчество с Музой. В заключении Некрасов рассказывает о Музе, говорит о неоднозначном отношении к ней соотечественника и иностранца.


В произведении использованы эпитеты и метафоры.


Размер – 4стопный ямб, кольцевая рифмовка с чередующимися женской и мужской рифмами.


Некрасов на смертном одре стремится утвердить главное для себя: нести людям правду, служить идеалам гуманизма.


Онлайн-библиотека:
Н. А. Некрасов. Тройка («Что ты жадно глядишь на дорогу...»)
Н. А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...»
Н. А. Некрасов. Железная дорога
Н. А. Некрасов. В дороге («„Скучно! скучно!.. Ямщик удалой...»)
Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...»
Н. А. Некрасов. «Мы с тобой бестолковые люди...»
Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин
Н. А. Некрасов. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»)
Н. А. Некрасов. «О Муза! я у двери гроба!..»

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.3 Характерные химические свойства простых веществ неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVA – VIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • Оставить комментарий