5.4 А.А.Фет. Стихотворения

Видеоурок 1: Краткая биография А. А. Фета



Видеоурок 2: Краткий анализ стихотворения А. А. Фета "Одним толчком согнать ладью живую..."



Лекция: А.А.Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Еще майская ночь»


«Заря прощается с землею…» (1858)  


Доминирующими являются впечатления от природы, передающиеся восклицательными интонациями. Природа у Фета одухотворена, не всякому человеку под силу проникнуть в ее тайны. Через все стихотворение проходит мотив Земли и Неба.

 

В последней строфе  - деревья чувствуют землю и росятся в небо. Здесь – параллелизм с внутренним состоянием человека, природа сливается с человеческими чувствами. Это символ вечного человеческого желания объединить любовь к родной земле с жаждой высокого полета, устремлением ввысь, к свободе. 


Стихотворный размер – 4стопный ямб с пиррихием; рифма перекрестная, богатая; в нечетных строчках женская рифма, в четных – мужская.


«Одним толчком согнать ладью живую…» (1887)  


Стихотворение создано в последние годы жизни. Это лирическое стихотворение, относится к философской лирике. 


Тема – произведение о поэзии и поэте. В стихотворении соединены романтические и реалистические черты. Произведение наполнено стремлением уйти от реальности, вырваться из привычной обыденности. Поэт верит в возможность начать жизнь сначала, изменить все. 


Размер стиха – 5стопный ямб с перекрестной рифмой, используется чередование женской и мужской рифм. Среди тропов:  развернутая метафора («дать жизни вдох»), возвышенная лексика («венец», «упиться»), эпитеты (бестрепетные сердца), анафора («одной волной», «вот чем»).


«Вечер» (1855)  


В этом стихотворении наблюдается одна из выраженных особенностей лирических стихов Фета – философская направленность, глубокие размышления о человеческой судьбе, о жизни. 


Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики. Поэт призывает насладиться красотами природы в вечерний час, наблюдать таинство перехода дня в ночь, проникнуть в тайну света и тьмы. 


Особое настроение создает размер стиха (3стопный анапест с перекрестной рифмой, мужская и женская рифмы чередуются). 


Художественные средства: безличные предложения, эпитеты («немая» роща), сравнение («разлетелись, как дым, облака») и метафора («вздохи» дня).


«Учись у них - у дуба, у березы…» (1883) 


Яркий пример единения человека и природы в творчестве поэта.


Стихотворение относится к пейзажной, философской лирике. Здесь переплетаются 2 темы: размышление о смысле бытия и описание законов природы. Поэт призывает людей переносить жизненные трудности стойко, как это делают деревья в непогоду или в морозы.

Подчеркивается контраст между светом т тьмой в жизни человека. Однако поэт советует надеется на преодоление всех испытаний, они придают душе стойкость, закаляют, воспитывают. Оптимизм подчеркнут  в конце стихотворения образом весны, как символом возрождения не только природы, но и человеческого сердца.


Произведение написано ямбом с перекрестной рифмой, мужская и женская рифмы чередуются.


Для придания образности поэт выбрал эпитеты, олицетворение, метафору, антитезу. Усиливают эмоциональный фон восклицательные предложения.

«Это утро, радость эта…» (1881) 


Жанр – лирическое стихотворение. 


Особенность композиции – произведение представляет собой одно предложение, состоящее из определений весны.


Произведение написано пожилым человеком, много видевшим и много пережившим на своем веку. Красоту природы он воспринимает без возвышенных восторгов, свойственных юности – все, что происходит вокруг, он видел много раз. Природа не меняется, зато меняется человек. Это размышление  о человеческой судьбе - ее перипетиях, ошибках, радостях.


Стихотворение написано хореем, с перекрестной рифмой, однако чередование наблюдается в двух строках с одной, при этом 1,2,4 и 5 строки – смежная рифма. Всего в стихотворении 6 строк. Рифмовка: аабввб.


В произведении удивительно мало художественных средств: анафора и сравнение.

«Шепот, робкое дыханье…» (1850)


Поэт восхищается природой, переплетая свой восторг с чувствами любви – он любит, и это чувство распространяется на весь окружающий мир. Автора много укоряли современники за излишнюю интимность стихотворения - так писать об отношениях мужчины и женщины в то время было нельзя.

Стихотворение состоит из 3 строф, в каждой – законченная картина, но все вместе они передают восторженность любовного чувства поэта. 


Размер стиха – 3-, 4стопный хорей с перекрестной рифмой.  В произведении нет глаголов, предложения – назывные. Использованы эпитеты, многоточие, риторические восклицания, повтор, полисиндетон (повторяющийся союз - «и слезы и заря-заря!»), возвышенная лексика.


«Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877)


Лирическое любовное стихотворение написано в память об ушедшей любви. В молодости поэт оставил любимую девушку, Марию Лазич, из-за отсутствия у той богатства. Мария вскоре погибла, и поэт всю жизнь корил себя, винил в ее смерти. Отголоски этого чувства присутствуют во многих произведениях поэта.


Композиционно стихотворение делится на 2 части, соответствующие периодам жизни человека, они сопоставляются между собой.


Поэтическое произведение о настоящей сильной любви, не проходящей с годами. В юности – радость восторг до слез, любимая рядом, мелодия в ее исполнении – лучшая музыка мира. Но прошли годы, любимая покинула этот мир, и вся жизнь, кажется, уже в прошлом. Вновь звучит та же мелодия, вновь вызывая слезы, только теперь это слезы горького сожаления о мгновенно промчавшихся счастливых днях.


Стихотворный размер: 6стопный ямб с перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.


Художественными средствами передачи эмоционального состояния поэта служат эпитеты, олицетворение, эпифора («Тебя любить, обнять и плакать над тобой!»).


«Еще майская ночь» (1857)

Произведение создано вскоре после женитьбы на Марии Боткиной. В стихотворении сквозь восторженность от красоты жизни явно слышатся нотки печали: брак заключен по расчету, поэт несчастлив, он не верит возвращение любви в свое сердце.

В стихотворении обозначены несколько проблем:
  • Красота природы оказывает благотворное влияние на человека
  • Явления природы созвучны человеческим чувствам
  • Только любовь делает человека счастливым, и тогда он способен ощутить великолепие мира.

Стихотворный размер - ямб, рифма перекрестная, женская и мужская рифма чередуются. 


Художественно изобразительные средства: эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение, возвышенная лексика.


Онлайн-библиотека:
А. А. Фет. «Заря прощается с землею...»​​​
А. А. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую…»​​​
А. А. Фет. Вечер («Прозвучало над ясной рекою...»)​​​
А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у березы...»​​​
А. А. Фет. «Это утро, радость эта...»​​​
А. А. Фет. «Шепот, робкое дыханье...»​​​
А. А. Фет. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»​​​
А. А. Фет. Еще майская ночь («Какая ночь! На всем какая нега!..»)​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий