5.3 Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Урок 2

Видеоурок 1: Темы и мотивы лирики Ф. И. Тютчева




Видеоурок 2: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Умом Россию не понять..."




Лекция: Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Умом Россию не понять…», «О, Как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» (Я встретил Вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»


«Умом Россию не понять…» (28.11.1866)


Самое известное и популярное четверостишие Тютчева патриотического содержания. Россия – олицетворение русского духа. Поэт пытается осознать, в чем заключается российский феномен. В малую стихотворную форму вмещено огромное содержание, подчеркивается своеобразие и непохожесть русской нации, отмечается особый менталитет русского человека, знаменитая «загадочность» русской души.


Стихотворение состоит из 2 частей: две строки начала констатируют особую роль России, в третьей строчке объясняется ее «особенная стать», в последней строке дается вывод («особенность» России подчеркивается частицей «только»).

По сути, стихотворение является монострофой с 4стопным ямбом с перекрестной рифмовкой, двухсложной стопой; ударение на 2 слог. Глаголы создают уверенное движение внутри строки.


«О, Как убийственно мы любим…»


Дата написания – 27.02.1869 (последний, третий этап творчеств). Около 10 лет перед этим стихотворением поэт молчал, им не создано ни одно законченное произведение.


Жанр: философская лирика.

Тема: человеческие взаимоотношения.


Сюжет: рассуждения об отношениях людей.

Композиция построена на принципе: проблема- выводы из нее.


Лирический герой – взрослый человек, накопивший большой жизненный опыт.

Строфа: катрен (четырехстишие).


Используется инверсия, ассонанс, придающий мягкую музыкальность, сравнение («как нам дается благодать»).

Размер: 4стопный ямб с двухсложной стопой, ударение на 2 слоге, рифмовка опоясывающая.


«Нам не дано предугадать…» (27.02.1867)


У стихотворения сложная судьба: между написанием и опубликованием прошло 34 года (первая публикация – журнал «Северные цветы», 1903год).


Первые строчки – обобщающего характера. Поэт выступает от имени всех людей (употреблено множественное «нам, наше»). Центральная мысль стихотворной миниатюры – великая значимость слова и высокая ответственность того, кто им владеет.

Катрен из 4 строк, 4стопный ямб, рифма опоясывающая, двухсложная стопа  ударением на 2 слог.

 

«К.Б.» (Я встретил Вас – и все былое…») (1870)


Стихотворение написано в Карлсбаде, является поэтическим впечатлением поэта о встрече с бывшей возлюбленной – А. Лерхенфильд. «К.Б.» - посвящение с переставленными инициалами дамы: баронесса Крюденер.


Жанр: стих интонационно созвучен оде (проблематика, книжные выражения) и элегии (наличие романтического героя).

Лирический отрывок состоит их двух частей:

I – счастье от неожиданной встречи;

II- весенняя природа сравнивается с периодом молодости; свой преклонный возраст поэт сравнивает с осенью. Весной природа оживает, наполняясь живительной энергией – так и от встречи с любимой душа поэта просыпается к новой жизни.


Женский образ в стихотворении улавливается только по ощущению восторга, благодарного трепета.


Интонационные особенности: многоточия, паузы создают обстановку недосказанности, особой «интимности» стиха.


Поэт щедро использует средства поэтической выразительности: анафору, антитезу, метафору, эпитет, олицетворение, встречаются также градация, параллелизм.


Стихотворение написано 4стопным ямбом с пиррихием, перекрестной рифмовкой, чередованием женской (нечетные строчки) и мужской (четные строки) рифм.


Несмотря на общее грустное настроение, утверждение «жизнь заговорила вновь»  звучит оптимистично - любовь возродит человека к жизни.


«Природа – сфинкс. И тем она верней…» (1869, август)


Малый объем стихотворения содержит четкую, законченную мысль – философскую проблему о смысле человеческого бытия.


Автор на протяжении всей жизни стремился разгадать природу, понять ее душу, ему не давали покоя космос, тайны вселенной.

Результатом подобных мыслей отчасти является стихотворение «Природа – сфинкс».


Композиция: ударное начало с фразы, в которой пропущен глагол. Природа сравнивается с крылатым существом из мира мифов, задававшим вопросы  путникам: неверно ответивших ждала смерть.


Следующее далее сложное предложение объясняет мысль начала стиха. Автор уверенно заявляет, что природа подобна сфинксу, у нее жизнь течет своим чередом, человек с его сложным душевным устройством ей не нужен.


Стихотворение написано 5стопным ямбом, с охватывающей рифмовкой, ударение на 2 слог.


Онлайн-библиотека:
Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...»
Ф. И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...»
Ф. И. Тютчев. «Нам не дано предугадать...»
Ф. И. Тютчев. К. Б. («Я встретил вас — и всё былое...»)
Ф. И. Тютчев. «Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий