5.3 Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Урок 1

Видеоурок 1: Биография Ф.И. Тютчева




Видеоурок 2: Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения «Silentium»



Лекция: Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…» 


 Ф.И.ТЮТЧЕВ (1803 - 1873)  

                                                

«Полдень» (1827 - 1830) 


Стихотворение создано в мюнхенский период творчества, относится к «дневной» лирике.Небольшое стихотворение передает атмосферу летней жары, когда природа и человек отдыхают от зноя в «жаркой дремоте». Произведение напоминает восхваление природы, принятые в античную эпоху.

Для поэзии Тютчева характерно одушевление природы, поэт относится к ней как к живому существу.


Композиция: описание пейзажа в полуденной дреме. Завершающие строки – сообщение о дремлющем Пане, божестве природы у древних греков, подчеркивают всеохватность сна.

Тютчев умело пользуется олицетворением, метафорой, эпитетом. Для усиления эмоционального восприятия применены инверсия («тают облака») и анафора (повтор «лениво» в начале двух строк).


Стихотворение состоит из 2 строф, размер стиха – 4стопный ямб, стопа двухсложная, ударение на 2 слог, рифмовка перекрестная.

«Певучесть есть в морских волнах…» (17.05.1865)


Относится к позднему творчеству поэта, жанр – элегия, имеющая характер неспешного философского раздумья. Стихотворение предваряет эпиграф, позаимствованный из поэтического наследия древних римлян. В эпиграфе содержится тема стиха – гармония мира природы, к тому же цитата на латыни входит в  I часть произведения.

 

I часть

Убеждение лирического героя в гармонии природы и окружающего мира.

Средства выразительности: эпитеты.

II часть

Противопоставление к начальной части: человек возомнил себя свободным от природы, но такая свобода – всего лишь миф. Человек понимает, что необходимо вновь вернуться к единству с природой, но – поздно.

Средства выразительности: метафоры, эпитеты, риторические вопросы усиливают состояние безнадежности.

III часть

Вопросы героя – почему человек не может существовать в гармоничном союзе с окружающим миром? Почему он противопоставляет себя природе?

Средства выразительности: цитата из Библии («глас вопиющего в пустыне»), гипербола

IV часть

Кульминация. Последняя строфа произведения.

Современник поэта – одинокий, несчастливый человек, причем одиночество – вселенского масштаба («…от земли до крайних звезд»). Почему человек одинок – ответа нет.

Средства выразительности

Стихотворение написано 4стопным ямбом с пиррихием, рифмовка кольцевая, с чередованием мужской и женской рифм.


«С поляны коршун поднялся…» (1835)


К написанию стихотворения поэта подвиг полет коршуна – Тютчев наблюдал за птицей, взлетавшей «за небосклон». Ощущение свободы полета вызвало сложные, противоречивые чувства – зависть и восторг. 

Тютчев пришел в восхищение от способности мощной птицы свободно перемещаться на любые расстояния, подолгу парить в воздухе. Завидует поэт возможности коршуна быть свободным от земного притяжения, тогда как ему не дано познать свободу полета – человек не имеет крыльев. Люди, именующие себя «царями природы», не могут оторваться от земли, скрыться от земных проблем. Небо символизирует свободу. 

Жанр: лирическое стихотворение философского содержания.

В качестве изобразительных средств использованы эпитеты, метафоры.


8 строчек написаны 4стопным ямбом с ударением на 2 слог, рифмовка смежная (ААВВ).

«Есть в осени первоначальной…» (22.08.1857)


Стихотворение рисует картину «бабьего лета» природы, когда лето передает правление наступающей осени. Тютчеву удалось замечательно передать этот неуловимый момент зарождения осенней поры, читатель явственно ощущает в произведении тончайшее, неуловимое дыхание осени.


Жанр: лирическое стихотворение, пейзажная лирика.

Средства художественной выразительности многочисленны: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения, синекдохи, антитеза.


В стихотворении 3 строфы (12 строк), каждая – одно длинное предложение. Использован разностопный ямб с чередованием мужской и женской рифм, стопа – двухсложная, с ударением на 2 слог. Рифмовка: в двух строфах перекрестная, в заключительной – охватная.


«Silentium» (1830)


Любимое стихотворение Л.Н. Толстого и Д.И. Менделеева.


Название в переводе с латыни означает «молчание», «тишина».


Жанр: лирическое стихотворение, лирика философской направленности.


Проблематика. Поэта интересует: все ли можно выразит словами, или есть сферы, неподвластные словесному изображению?


Тема: противопоставлены внешний мир и душа человека.


I строфа

Обращение (к другу, самому себе). Действие перемещается во внутренний мир. Внутренняя жизнь сравнивается с ночными звездами. Душевная жизнь обозначена неопределенностью, неуловимостью грез и мечтаний. Одновременно с этим они способны действовать самостоятельно. Вывод: человеку сложно бывает понят себя, разобраться в собственных ощущениях и желаниях.

II строфа

Ключевая строфа произведения с афористичны «Мысль изреченная есть ложь»,(высказывание объясняет призывы к молчанию в первой и последней строфах).Жизнь души – незамутненные ключи. Чувства завладевают человеком целиком, подчиняют себе его поведение, но передать их словами человек не может. Таков закон бытия, и его нужно просто принять.

III строфа

Сдержанное, логическое рассуждение, риторические вопросы о возможности успешного контакта сердца и внешнего мира

Мысль автора возвращается к началу стихотворения.


Композиция - кольцевая.


4стопный ямб (добавляется амфибрахий), с двухсложным ударением на 2 слог, рифмовка парная.


Средства художественной выразительности весьма скромные: эпитет, сравнение, метафору, прием аллитерации, афоризм.


«Не то, что мните вы, природа…» (1836)


Стихотворение – ответ на вышедшие незадолго до этого два эссе Генриха Гейне, в которых он громит приверженцев натуральной философии. 


Тютчев, разделявший взгляды натурфилософов на природу, дает Гейне и его сторонникам достойный отпор. Поэт считает их бездушными, неспособными понимать природу, равнодушными людьми. 


Тютчев верен себе, он одухотворяет природу, романтически ее метафоризирует.


Катрен, 4стопный ямб, рифма перекрестная, двухсложная стопа, ударение на 2 слог. Мужская и женская рифмы чередуются.

 


Онлайн-библиотека:
Ф. И. Тютчев. Полдень («Лениво дышит полдень мглистый...»)
Ф. И. Тютчев. «Певучесть есть в морских волнах...»
Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...»
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»

Ф. И. Тютчев. Silentium! («Молчи, скрывайся и таи...»)
Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа...»


Предыдущий урок
Следующий урок

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий