5.1 А.Н.Островский. Пьеса "Гроза"

Видеоурок 1: Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского "Гроза"




Видеоурок 2: Анализ пьесы " Гроза " А. Н. Островского




Лекция: А.Н.Островский. Пьеса "Гроза"



Александр Николаевич Островский(1823 -1886) явил миру нового человека – купца нового образца, человека капиталистического «завтра», разъезжающего по своим делам за рубеж, развивающего и умножающего бизнес.


Островского называли «отцом русского театра» (И.А. Гончаров), его творчество было новаторским для театра того времени.


 




«Гроза»


А.Н. Островский сделал главным действующим лицом пьесы простого человека. Постановки по его произведениям потрясали современников простотой, ясностью изложения, необыкновенно честными героями.


Драматург выявлял и выводил на первый план конфликты в купеческой среде, которые много раз мог наблюдать лично. Его «Гроза» - это открытый протест человека против закостенелой морали, порыв к счастью, стремление к независимости.


В пьесе, написанной в 1859 г., рассказывается о незавидном положении женщины в «темном царстве» деспотизма, где гибнет всякое живое, где нет места искренности и красоте. «Гроза» стала настоящей народной драмой, новым словом в отечественной драматургии, привлекшим внимание общества к современному общественному устройству и его проблемам.


В пьесе 2 конфликтных узла:








В бытовом конфликте сходятся Катрина, главная героиня пьесы и Марфа Игнатьевна Кабанова, «Кабаниха», ее свекровь.


В другом, любовном, участвуют трое: Катерина, Тихон ее муж, и Борис, племянник купца Савела Прокофьевича Дикого.


Конфликтные линии тесно переплетены в действии пьесы. Кабаниха и Дикой – представители патриархального, закостенелого купечества, приверженцы домостроя. Оба властвуют над домочадцами, проявляя крутой нрав, требуя беспрекословного подчинения. В доме Кабанихи с тяжелым нравом маменьки хорошо справляются дети – Тихон и Варвара, каждый по-своему. Только Катерина не может смириться, она не может жить в удушающей атмосфере тирании и деспотизма свекрови. У молодой женщины случается любовь – она влюбляется в Бориса, так непохожего на калиновских обитателей.


Для совестливой, набожной Катерины такая жизнь неприемлема, вот и не смогла она скрыть измену мужу – созналась в грехе, покаялась. Ее признание, сопровождаемое ударом грома, – кульминация «Грозы». Катерина понимает это как предзнаменование господнего наказания за содеянное. После случившегося жизнь молодой женщины становится вовсе невыносимой (Кабаниха постоянно укоряет, Тихон утешается в трактире, Борис уезжает) и она решается на самоубийство, бросаясь с обрыва в Волгу.


В гибели Катерины формально никто не виноват - виновато все закостенелое, сонное царство городка. Жители Калинова полностью подчинены судьбе (персонажи постоянно подчеркивают ее неотвратимость), при этом постоянно жалуются на свою участь. Только Катерина попыталась переменить жизнь, вырваться из гнетущей темноты мракобесия (не случайно свою критическую статью о «Грозе» критик Н.А. Добролюбов назвал «Луч света в темном царстве»).


Трагический финал обусловлен двумя факторами: неразрешимый конфликт героини с калиновским обществом и ее серьезный внутренний конфликт (мысль о содеянном грехе не отпускает ни на минуту). На берег Волги несчастную женщину приводит глубокое отчаяние и нравственный тупик, от которого ей нет спасенья.



Онлайн-библиотека:
А.Н.Островский. Пьеса "Гроза"

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий