1.13 Религия
Видеоурок:
👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»[/leech]
Лекция:
Понятие и структура религии
Наше представление об общественном устройстве в целом и её духовной сфере в частности не будет полным, если мы упустим из внимания деление людей на верующих и неверующих. Вы понимаете, что в основе данной дифференциации лежит религия – один из значимых и древнейших институтов духовной сферы общества. Религия как социальный институт удовлетворяет потребность человека в осознании и объяснении смысла событий, происходящих в жизни. Запомните определение:
Религия – это мировосприятие человека, основывающееся на веру в существование сверхъестественных сил – Бога или богов.
Религиозный человек делит мир на две части. Обыденный мир – это наша мирская каждодневная жизнь. Божественный мир – это мир, не имеющий границ, находящийся вне человеческого восприятия, требующий почитания и уважения. Религия включает в себя структурные элементы:
-
Во-первых, религиозное сознание, присущее многим людям. Оно держится на вере в Бога и связано с определённым религиозным учением.
-
Во-вторых, религиозный культ. Дело в том, что Вера человека приобретает религиозный характер только тогда, когда он совершает культовые действия и обряды. Следовательно, человек, считающий себя верующим, религиозным, должен молиться, приносить жертвоприношения и совершать другие ритуалы, которые соответствуют его вероучению.
- В-третьих, религиозные нормы. Это вид социальных норм, а значит правила поведения, регулирующие отношения людей и групп, исповедующих определённую веру.
- В-четвёртых, религиозные организации, которые объединяют людей в конфессии, руководят религиозной общиной, упорядочивают отношения между верующими, а также устанавливают отношения с государством. К религиозным организациям относятся церковь, мечеть, секта и т.п.
Функции религии
Религия, возникшая на заре человеческой цивилизации, и сегодня продолжает играть существенную роль в жизни человека и общества. Значимость данного социального института заключается в его функциях:
- Большинство современных людей считают себя верующими и исповедуют ту или иную религию. Они относятся к миру и ко всему происходящему в нём так, как требует религия. Поэтому данный социальный институт влияет на мировоззрение человека, формируя религиозную картину мира, центральным образом которого является Бог. Религия наполняет жизнь верующих особым смыслом и значением. Мы охарактеризовали мировоззренческую функцию религии.
- В свою очередь религиозное мышление влияет на поведение человека. Решая, как поступить в той или иной жизненной ситуации, верующий человек опирается на религиозные моральные ценности, идеи, традиции, запреты и предписания. Велико значение и норм религиозного права, к примеру, шариата в Исламе. Таким образом, религия выполняет регулятивную функцию.
- Одновременно с ней реализует и воспитательную функцию, так как человек усваивает нравственные правила поведения, имеет чёткое понимание того, что хорошо и плохо, что есть добро, а что зло.
- В религии человек находит моральное утешение, облегчение страданиям. Вера помогает справиться с тяжелыми переживаниями и обидами. В этом проявление компенсаторной функции религии. Но нельзя считать, что данная функция охватывает только тех, кто пребывает в сложных жизненных ситуациях, ведь для многих людей религия – смысл всей жизни.
- Следующая функция коммуникативная. Богослужения способствуют взаимодействию и общению верующих. К примеру, пятничный намаз, совершаемый мусульманами в мечети, способствует установлению дружеских и доверительных отношений между ними.
- С коммуникативной тесно связана интегративная функция. Что такое интеграция? Это объединение. Значит религия объединяет людей в одну конфессию. Конфессия – это дифференциация людей по признаку вероисповедания (христиане, мусульмане, иудеи и другие).
Виды религии
В современном мире религии людей и народов разнообразны. Существует несколько классификаций религий. По количеству богов они подразделяются на две группы: монотеистические (единобожие) и политеистические (многобожие). По этническому содержанию на архаичные, национальные, мировые.
Архаичные – древние религии, общим признаком которых является политеизм – многобожие.
К ним относятся:
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с животным или растением (тотемом).
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов и вещей, поклонение им.
Анимизм – вера в существование души и духов, в одушевленность природы.
Магия – вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, способной влиять на какие – либо события.
Эти формы религии существуют и по сей день в некоторых африканских племенах. Их элементы также содержатся и в современных религиях.
Национальные – религии, преимущественно распространенные среди одной нации.
К ним относятся синтоизм (Япония), индуизм (Индия), конфуцианство (Китай) и др.
Мировые – религии, распространенные по всему миру и имеющие особую значимость для человечества.
Признаками мировых религий являются:
-
монотеизм (единобожие);
-
распространение среди народов разных стран;
-
проповедование равенства всех людей на Земле (эгалитарность).
К ним относятся:
Буддизм – первая по времени возникновения мировая религия, зародившаяся в Индии в 6 веке до н. э. Основатель – Будда (Пробужденный). Священная книга буддистов – Трипитака. В качестве символов служат изображения Будды, сидящего в позе лотоса и колесо закона с восемью спицами. На земле около 500 млн. буддистов. Буддизм призывает людей стремиться к нравственным целям и духовному совершенствованию, воздерживаться от лжи, не причинять зла живому и др.
Христианство возникло в середине 1 века нашей эры. Основана на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Главным символом является крест. Священная книга – Библия. В настоящее время около 2,3 млрд. христиан. Христиане должны соблюдать десять заповедей, среди которых, почитай отца и мать, не убивай, не кради и др.
Ислам – самая молодая по времени возникновения мировая религия. Его возникновение относят к началу 7 века, а главным пророком считается Мухаммед. Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Священная книга – Коран. Символами Ислама являются зелёный цвет и полумесяц. В настоящее время насчитывается более 1,5 млрд мусульман. Ислам – это религия милосердия, которая учит уважать представителей других религий, быть добрым и справедливым.
РФ - светское государство
Религиозное сознание большинства людей сосуществует со светским сознанием. Если религиозное сознание основано на вере в то, что всё предопределено и Бог творец всего, то светское сознание зиждется на силе разума и логического мышления. Светскому сознанию человека характерно убеждение в том, что человек – творец собственной судьбы. Отделение церкви от школы и государства является позицией светского сознания.
В ст. 14 Конституции РФ наша страна объявлена светским государством. РФ – это многонациональное и многоконфессиональное государство. В ней нет официальной, государственной религии. А вероисповедание является личным делом каждого человека. Все религии и религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Это означает, что:
-
во-первых, государство не вмешивается в решение гражданином вопроса своей религиозной принадлежности;
-
во-вторых, религиозные организации не могут влиять на сферы деятельности органов государства.
Ст. 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести и свободу вероисповедания. Согласно данной норме, гражданин имеет право исповедовать любую религию (кроме экстремистской) или не исповедовать никакой. Понятие свободы совести намного шире понятия свободы вероисповедания.
Свобода совести – естественное право человека иметь свои убеждения.
Свобода вероисповедания – право исповедовать любую религию.
Религия тесно связана с моралью, которая внесла устойчивые нравственные аспекты в человеческую культуру и помогает решать вечные вопросы добра и зла. Более подробно об этой связи вы узнаете из урока 1.15 Мораль.
Задание: Приведите в комментариях примеры, иллюстрирующие функции религии.
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Религия как социальный институт»
Интеллект-карта по обществознанию №13
Предыдущий урок |
Следующий урок |
Оставить комментарий