4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Урок 3

Видеоурок 1: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Родина"




Видеоурок 2: А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов: два поэтических мира. Анализ стихотворений "Пророк"



Лекция: М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»



«Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)


Посвящено Е.А. Быховец, дальней родственнице поэта, написано в Пятигорске, незадолго до последней дуэли поэта.


Жанр: элегия.


Тема: диалог с женщиной, в чьем облике он видит черты другой, любимой,  оставшейся только лишь воспоминанием.


Мотив одиночества, переживания прежних пылких чувств, осознание несбыточности счастья.


Композиция: 3 четверостишия.

Начало стихотворения – утверждение отсутствия чувств к собеседнице,

Затем – признание  сердечной привязанности к другой («но не с тобой я сердцем говорю»).

В последнем четверостишии – анафора, ведущая к развязке. Чувство невозвратности воспоминаний, понимание несбыточности прежних отношений.


Стихотворение написано 5стопным ямбом, двухсложной строфой с ударением на 2 слог, использована опоясывающая рифма.

«Родина» (1841)


Произведение написано незадолго до роковой для Лермонтова дуэли.


Тема: родное Отечество, дорогое и близкое.


Жанр:  лирическое стихотворение, раздумье.


В стихотворении говорится о любви к своему народу, подчеркивается кровная связь с ним. Поэт вместе с народом способен горевать и радоваться; «странная» любовь проявляется в неприятии тиранства и деспотизма самодержавия, крепостничества.


В стихотворении две части: I – 6 строчек (полемическое содержание),   II – 20 строк (элегия).


В шести первых строчках сообщается о «странной любви» к Отчизне. Поэта оставляют равнодушным воинская слава, темные исторические дали. Что является предметом патриотической любви – объясняют строки второй части произведения. Эта любовь без пафоса, негромкая, глубоко личная – к родной природе, простому народу, к своей земле, где родился и вырос. Такая любовь – истинная, глубокая и преданная.


Стихотворение изобилует живописными эпитетами  (особенно вторая часть), много сравнений.


Размер иллюстрирует содержание: в начале более высокопарный 5-, 6стопный ямб, затем – легкий 4стопный (во второй части).


«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…)  (1841)


Стихотворение создано в непростое для Лермонтова время: он вновь вынужден возвратиться на Кавказ; поэт полон тяжелых, мрачных предчувствий.


«Сон» передает смутное ощущение надвигающегося несчастья, стихотворение мистическим способом почти описывает будущую дуэль с Н. Мартыновым.


В стихотворении 2 части: в первой - лирический герой, будучи смертельно ранен, видит себя умирающим как бы со стороны. Вторая часть описывает радостный пир и печальную женскую фигуру на нем – это образ любимой женщины лирического героя. Она потому и печальна, что предчувствует гибель любимого человека.


Композиция достаточно сложна, ее можно назвать зеркальной: вначале сон видит герой - в этом сне он видит любимую женщину, затем уже ей снится сон о герое.


Использован 5стопный ямб с чередованием женской и мужской рифм, рифмовка – перекрестная.


«Пророк» (1841)


Стихотворение написано в последний период  жизни и творчества поэта.


В стихотворении 7 строф, 4стопный ямб с двухсложной стопой, ударение на 2 слог, рифма – перекрестная.


Жанр: лирическая исповедь с библейскими мотивами.


Тема: поэт противостоит толпе, Лермонтов продолжает тему, начатую Пушкиным, но двигаются пророки в разном направлении: пушкинский Пророк идет к людям, лермонтовский – удаляется от людей в пустыню.


Поэт фактически подводит черту в жизни, произведение наполнено горьким чувством сожаления, разочарования, характерных для большинства стихотворений Лермонтова.


Получив от Всевышнего пророческий дар, поэт стремится воспользоваться им – но его не понимают, отвергают, гонят. Творец уединяется, и только так ощущает себя в гармонии с миром – об этом говорится в 4 строфе.


Композиция состоит из 3 частей:

I – жизнь пророка среди людских гонений;

II  - благодатная жизнь в пустыне, в единении с природой;

III – опять презрительное отношение; осознание невозможности объясниться с людьми.


Средствами художественной выразительности  являются эпитеты, метафора, сравнение, инверсия.


В 6 и 7 строфах используется анафора.


Торжественность языку стихотворения придает библейский высокий слог.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)


Примечательна история создания произведения: Лермонтов написал стихотворение после посещения новогоднего бала в Большом театре, где среди маскарадных масок скрывался сам император. Стихотворение помечено подробной датой - 1 января 1840 года, что вызвало особый гнев Николай I, прекрасно понимавшего, кому предназначены обвинительные строки.


В стихотворении угнетающая действительность противопоставлена идеалу поэта. Реальный мир – толпа бездушных масок, эта застывшая, уродливая масса напоминает страшный сон. Внешне поэт находится среди этой кошмарной вакханалии, внутренне – обращен к «старинной мечте», к тому, что по-настоящему дорого его сердцу. Это – детство, дом, родные места.


Композиция кольцевая, трехчастная: вначале (2 строфы) описан маскарад, затем лирический герой мысленно переносится к своей мечте, но ненадолго: в третьей строфе все возвращается в реальность.


Размер: 6- и 4стопный ямб, использованы эпитеты, метафора, сравнение, прием лексического повтора («лечу я вольной, вольной птицей»), в фонетике отмечаются ассонанс и аллитерация.

«Валерик» (1840)


В стихотворении описывается столкновение с горцами у речки Валерик, Лермонтов  лично участвовал в сражении. Послание предназначалось Вареньке Лопухиной – объекту многолетней любви поэта.


Жанр

Эпистолярное послание, отнесенное к любовной и военной лирике

Тема 

Одна из «вечных» литературных тем – жизнь и смерть.

Композиция

I. Обращение к возлюбленной не содержит лирической романтики чувств – слишком много пережито поэтом на войне, и теперь он смотрит на мир другими глазами, в том числе на свои взаимоотношения с любимой девушкой: поэт не чувствует родства душ;

II. Описание сражений. Картина нервозности, общего хаоса, искаженной действительности. Все это передается обилием глаголов, предложения в смежных строках переносятся, создавая практически видимую картину боя. Особый трагизм войны с горцами поэт видит в бессмысленности кровопролития. Жестокости войны поэт противопоставляет природу

III. Возвращение к любимой женщине. Мысли и переживания о войне поэт выставляет нелепыми чудачествами, понимая, насколько непонятен и чужд трагизм войны праздным увеселениям света. Он уверен, что его возлюбленная в этом непонимании заодно с этим обществом

Размер

Двустопный/четырехстопный ямб, в нескольких строфах – нерегулярная рифмовка. Рифмы – опоясывающие, перекрестные, смежные. Организация стиха подчинена созданию картин природы, военных баталий.

«Выхожу один я на дорогу…» (1839)


Тема: одиночество.


Основная мысль: герой в своем одиночестве может найти только одного союзника - природу.


В стихотворении 5 строф, каждая подчинена основной мысли.


В первой строфе лирический герой появляется на первом плане стиха. Пейзаж вокруг него – умиротворяющий, спокойный.  Природе передается настроение героя, она ему сочувствует.


Во второй строфе читатель проникает во внутренний мир лирического героя, в душе которого наблюдается полный разлад.


Третья строфа – герой признается в своей разочарованности, он больше ни на что не надеется.


Лирический герой ищет покоя. Заключительные строки  - об этом ожидании, в покое лирический герой видит свое счастье.


Средствами выразительности выбраны метафора, эпитеты, олицетворения, антитеза; дополняется список тропов синтаксическими средствами, используется повтор, анафора и параллелизм.


Четверостишия написаны 5стопным хореем, с двухсложной стопой, ударение - на 1 слог, рифма перекрестная, женская и мужская рифмы чередуются.


Онлайн-библиотека:



Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Урок 1
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • Оставить комментарий