4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 3

Видеоурок: Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."




Лекция: А.С.Пушкин. Стихотворения: «Я памятник себе воздвиг не рукотворный….», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану. IX. И путник усталый на Бога роптал…», Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…»


«Я памятник себе воздвиг не рукотворный….» (1836)



Стихотворение написано незадолго до гибели поэта.


Мысль о нетленности поэтического творчества впервые воплотил в стихах древнеримский поэт Гораций, посчитавший, что поэт может на века остаться в памяти потомков. Пушкин создал произведение иного характера: «памятник…» – его собственная судьба, тесно переплетающаяся с историческими российскими событиями.

Первые строки передают твердую уверенность поэта, что «…народная тропа…» к нему никогда не зарастет.

Темы стихотворения:

  • Отношения поэта с высшим светом и царем;
  • Жестокая современность;
  • Недосягаемость личного счастья.

В первых строках – заявление о победе над самодержавной властью («вознесся выше  главою непокорной Александрийского столпа»). Далее - твердая уверенность в народном признании («не зарастет народная тропа»), не только среди славян («…всяк сущий в ней язык…»). Пушкин заслужил такую память и почитание своим непокорным нравом, независимостью, независимостью от мнения толпы. 


Призыв милости к падшим – о декабристах, однако это в полной мере  относятся ко всем угнетенным: крепостным крестьянах, замученных муштрой солдатах, простых горожанах.


Заключительные строки – итог личных итогов. Поэт многое пережил, испытал («хвалу и клевету»), поэтому звучит призыв музе – служить красоте, свободе и справедливости.


В итоге, от бунтарского начала содержание переходит к смирению, не зависящему от реалий суетного мира.


Исходя из содержания, слога стихотворения его жанр – ода.


Стихотворение написано шестистопным ямбом. К 4стопному ямбу Пушкин намеренно добавил две стопы: получился практически гекзаметр – торжественный многословный стих гомеровской «Одиссеи». Стопа двухсложная,  с ударением на 2 слоге, рифмовка перекрестная.


«Погасло дневное светило…» (1820)


Один из лучших образцов лирики поэта. Подзаголовок – «Подражание Байрону» (Пушкин в молодости увлекался творчеством английского поэта). 


Жанр – философская элегия. Герой прощается с родным берегом, печалится о пролетевшей молодости, жалуется на потерю дружеского общения. Как истинный романтик, поэт утрирует свои переживания.

Тема стихотворения – философские размышления по поводу отъезда. Отдавая дань законам романтического образа, Пушкин сообщает о бегстве героя, однако поэт был самым настоящим изгнанником.


Условно текст делится на 3 части:

1. Вступление (2 строки). Создание романтической обстановки стиха, сочетание песенности и торжественного слога;

2. Во второй части – переживания героя об оставленной родине, надежда на будущее счастье в южной стороне.

3. Третья часть – противопоставление надежд на будущее счастье печальным воспоминаниям об ушедшей юности в родной стороне.

      

Итог: 1,5 строчки перед рефреном, центральная мысль произведения: хотя жизнь существенно изменилась, герой принимает и свое прошлое, и грядущую неизвестность.


Послушное ветрило, угрюмый океан – символическое обозначение обстоятельств человеческой жизни. Лирический герой принимает естественный ход жизни, смиряясь с утраченной юностью.


Стихотворение написано разностопным ямбом, рифмовка – перекрестная, кольцевая, мужская рифма чередуется с женской. Непостоянная рифмовка усиливает впечатление разговорной речи, мысль излагается просто, понятно, сочетаясь со старославянизмами (брега, младость, златыя и т.д.).


В стихотворении использованы:
  • множество эпитетов, местами  - метафорического наполнения (берег отдаленный, волшебные края);
  • перифразы (питомцы наслаждений) придают стиху возвышенность, «высокий слог»;
  • эпитеты как инверсия (безумная любовь, море синее).

Энергию, живость тексту сообщают метафоры летает корабль, мечта летает.


«Свободы сеятель пустынный…» (1823)


Произведение написано в сложный момент жизни поэта, когда наступает разочарование, неуверенность в возможности быть услышанным, влиять на людей.


Стихотворение – одно из поздних романтических произведений поэта, яркий образец гражданской лирики. Лирический герой не в состоянии более бороться, он разочарован, обвиняет массы в нежелании поддержать его.

Тема: разочарование поэта в своей миссии провозгласителя свободы, правды. Основной прием – аллегория.


В стихотворении есть эпиграф - строка из Евангелия от Матфея, из притчи о сеятеле. Сеятель – сам Иисус. Сопоставляется дело поэта с проповедью сына Божьего, однако поэт считает свою деятельность напрасной.


Состоит из 2 строф:

I – деятельность поэта;

II – обращение к народам, сравнение с овцами (евангелистское сравнение). У Пушкина стадо бьют бичом, стригут, режут – овцы не ропщут.


Рифма: 4стопный ямб с пиррихием построчно. Прием создает «спотыкающуюся» ритмику. Женская/мужская рифмы чередуются.


Первая строфа: первые 4 строчки – перекрестная рифмовка, четвертая строчка кольцевой рифмовкой связана с последними тремя: АбАбВВб


Вторая строфа: 6 строчек, рифмовка перекрестная.


Выразительные средства: в первой строфе – славянизмы и евангелизмы, эпитеты, метафорические эпитеты; во второй – только один эпитет («мирные народы»).


Пушкин мастерски пользуется умолчанием, призывом, риторическими вопросами.


«Подражания Корану. IX. И путник усталый на Бога роптал…» (1824)


Стихотворение написано  в Тригорском, имении П.А. Осиповой (по соседству с Михайловским). «Подражания Корану» посвящены хозяйке имения – глубоко верующей, богобоязненной женщине. Поэтические строки явились результатом споров Пушкина с П.А. Осиповой о том, как влияет религия на людей.


Важно отметить - в момент написания поэт постепенно переходил в творчестве от романтизма к реалистическому направлению.


Стихотворение – цикл стихов, несколько стихотворений, каждое из которых посвящено конкретному событию из биографии или поступков пророка Магомета, одной суре Корана. В роли пророка впервые в творчестве Пушкина выступает поэт.


Девятое стихотворение («И путник усталый на Бога роптал…») завершает поэтическое повествование. Его смысл  - попытка преодоления пессимистических интонаций, характерных для творчества Пушкина начала 1824 года.


Лирический герой наблюдает за отношениями пророка и верующими, старается понять их, чтобы сложить целостную картину мира.


Последняя, девятая «сура» стихотворения  - итоговая часть произведения, его мораль. Лирический герой примиряется с богом. Заключительное стихотворение отличается от остального текста по образам и тематике, воспринимается как отдельный стих. Логически финал объединен с началом цикла, советует не роптать, принимать все как должное - только тогда можно получить достойную награду.

Размер  – 4стопный амфибрахий, рифма точная, мужская/ женская.


В тексте заметно преобладает библейская лексика, тропы.  


Пушкин своим произведением старался объяснить читателям, что нельзя слепо отдаваться вере, безоговорочно доверять религиозным постулатам. Безоговорочно верующими проще управлять, заставить подчиняться.


 Элегия («Безумных лет угасшее веселье…») (08.09.1830, Болдино)

      

Элегия – авторское название. В Болдино, имение отца, поэт отправился незадолго перед свадьбой, чтобы привести в порядок дела. Начавшаяся эпидемия холеры задержала его в поместье на 3 месяца. Позднее период вынужденного затворничества получил широко известное название «Болдинская осень»: за короткое время было создано множество произведений, в том числе «Элегия».


«Безумных лет угасшее веселье…») – написано в форме монолога, лирический герой абсолютно тождественен автору.


Тема стихотворения: философствования поэта о переходном этапе в жизни – от холостяцкого бытия к положению мужа, главы семейства.

В Элегии 2 части, противоположных по смыслу.


Первая строфа (6 строк) – сожаления о бездумной, бурной юности, осознание ошибок. Поэт понимает, что после свадьбы финансовое положение молодой семьи целиком будет зависеть от его трудов (Пушкины и Гончаровы находились в сложном материальном положении).


Во второй строфе (8 строк) звучат оптимистические ноты: поэт знает о предстоящих трудностях, но верит в будущую счастливую жизнь в любви и гармонии. Последние несколько слов стихотворения  соединяют в себе настроения первой и второй частей («блеснет любовь улыбкою прощальной».


Стихотворение написано 5стопным ямбом, с ударением  на второй слог, женская и мужская рифмы чередуются.


Приемы поэтической стилистики:

  • высокопарная лексика(треволненья, други),
  • антитеза (смерть – жизнь, наслаждения - заботы).

I часть - множество эпитетов (безумных лет, волнуемое море и др.);

II часть - изобилие глаголов (мыслить, ведаю, будут и т.д.).


Музыкальное чередование гласных («о», «е», «у») придает стихотворению задумчивость, усиливает романтическое настроение.


«Вновь я посетил…» (26.09.1835, Михайловское)


Над стихотворением поэт работал не один день, остались многочисленные наброски в черновиках. Произведение написано в момент серьезных размышлений Пушкина о дальнейшей жизни – он готов навсегда остаться в Михайловском, куда вернулся спустя 10 лет, чтобы целиком посвятить жизнь творчеству.


Жанр стихотворения: философская лирика. Поэт погружен в воспоминания, размышляет о «вечном». Это стихотворение – монолог, лирический герой неотделим от автора поэтических строк.


«Вновь я посетил…» не поделено на строфы, однако стихотворение легко разделить на смысловые части:

  • Осознание прошедшей молодости;
  • Воспоминания о ранее проведенных в Михайловском днях. Ностальгическая грусть об Арине Родионовне, грезы о морском путешествии, любование соснами – три жизненных периода, связанных с селом – детские счастливые дни, период взросления, зрелые годы. Герой ощущает себя частью природы.
  • Грезы о будущем, приветствие потомков («здравствуй, племя младое, незнакомое!» - обращение к молодым побегам возле могучих сосен). Поэт в образе молодых деревцев воплощает извечное течение жизни – одно поколение сменяется другим. Поэт надеется, что в будущей светлой жизни у нем будет помнить внук ( «…и обо мне вспомянет»).

Приемы поэтической стилистики:

  • В стихотворении много пауз, многоточий;

  • Главное текстовое слово – в конце строки;

  • Использованы  эпитеты, олицетворения, аллитерация;

  • Разговорная речь соседствует со штампами поэтического слога, книжной лексикой.

Произведение написано 5стопным ямбом, с преобладанием женских окончаний. нерифмованным «белым» стихом. Отсутствие четкой рифмы делает более значимой интонацию стиха, выделяя его смысловое значение.


Онлайн-библиотека:
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»​​​
А. С. Пушкин. «Погасло дневное светило...»​​​
А. С. Пушкин. «Свободы сеятель пустынный...»​​​
А. С. Пушкин. Подражания Корану​​​
А. С. Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее веселье...»)​​​
А. С. Пушкин. «...Вновь я посетил...»​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий