10.5 Анализ средств выразительности

Видеоурок: Языковые средства выразительности речи



Лекция: Анализ средств выразительности


Анализ средств выразительности нужен при решении задания 24 ЕГЭ. Для его выполнения надо не только знать термины, обозначающие средства выразительности, но и уметь находить их в тексте. 

Задание на анализ средств выразительности не из лёгких, так как требуется записать 4 цифры (записывать их надо в том порядке, в каком буквы идут в тексте, и при незнании одного из средств выразительности, скрывающегося за буквой, на месте пропуска надо поставить «0»), зато и получить за правильный ответ можно 4 балла. Как же будем выполнять задание 24?


1. Перед нами фрагмент рецензии, внимательно его прочтите.


2. После фрагмента дан список терминов, читаем и вспоминаем, что они означают. Разделите их на лексические (связанные со значением слова) и грамматические (связанные с предложением). К лексическим средствам выразительности относят все тропы (см. лекцию №10.3), а также фразеологизмы, диалектизмы, разговорные, просторечные слова, оценочная лексика, синонимы и антонимы (включая контекстные, то есть такие, которые являются синонимами или антонимами в данном контексте: Красные в этом бою победили белых. Красные-белые являются контекстными антонимами).

Если говорится о синтаксических средствах выразительности, тот это могут быть ряды однородных и обособленных членов, инверсия, парцелляция, градация, анафора, эпифора, риторические обращения и вопросы, синтаксический параллелизм, вопросно-ответная форма изложения и др. (см. лекцию №10.4)


3. Рецензия может вам помочь:

  • если есть ссылка на чьи-либо слова и они взяты в кавычки, перед нами цитирование;
  • если есть слово троп, находите все тропы и выбираете из списка соответствующий;
  • если в словосочетании одно слово выделено курсивом, значит, скорее всего, перед нами эпитет («ласковое солнце», «оглушающая голубизна»);
  • оценочная лексика, фразеологизмы, диалектизмы, книжные, разговорные и просторечные слова обычно даются в скобках, вам надо выбрать из списка соответствующий термин( «инда», « с миру по нитке», «длань»);
  • если написано, что «речь экспрессивна, эмоциональна», то использованы средства синтаксиса (лексический повтор, синтаксический параллелизм, восклицательные предложения, риторические вопросы или обращения;
  • если номера предложений даны через тире, причём это номера рядом стоящих предложений (20-21), то перед нами парцелляция или синтаксический параллелизм;
  • если номера предложений даны через запятые (20, 35), то перед нами, скорее всего, ряды однородных либо обособленных предложений.


4. После тщательного изучения текста рецензии и списка терминов начните анализировать каждое средство. Обязательно читайте предложения, номера которых даны после каждого пропуска в скобках.


5. Ещё раз прочтите необходимое предложение в тексте и выберите средство выразительности (не забывайте о подсказках).

 

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий