8.4 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

Лекция: Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения


Языковые средства в тексте

Литературный язык – это основа культурной речи и культуры человека в целом. Человеку необходимо владеть различными языковыми средствами и умело их использовать в зависимости от речевых ситуаций. К языковым средствам выразительности относятся:


  • фонетические – самые сильные средства, формирующие звуковой образ. Наиболее распространенная среди них, это аллитерация – повторение согласных звуков и их сочетаний в речи. К примеру, «Шорох, шуршащих под ногами листьев шёл отовсюду». Частое повторение буквы ш усиливает образность и выразительность речи. Менее распространенным фонетическим средством выразительности речи является ассонанс – повторение гласных звуков и их сочетаний. К примеру, «Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга». («Бородино» М.Лермонтов);


  • лексические – к ним относятся тропы, с которыми мы сталкиваемся на уроках русского языка и литературы ещё с младших классов. К тропам относятся сравнение (красива, словно луна), эпитет (лунная красавица), метафора (луна меркнет), олицетворение (луна подмигивает из-за облаков), синонимы (луна - месяц), антонимы (луна - солнце), гипербола (душа ушла в пятки), литота (мальчик-с-пальчик) и др.; 


  • синтаксические – к примеру, риторические вопросы (И ты, Брут?) и восклицания (Моя Россия! Нет тебе равных!) и другие. 

Выбор речевых средств зависит не только от конкретной ситуации, но и от темы, цели и адресата.

Литературный язык делится на устную и письменную речь. Каждая из них имеет специфичный характер восприятия слушателем или читателем. Устная речь воспринимается на слух, для её воспроизведения нужны технические средства, которые мы используем крайне редко. Поэтому организуйте свою речь так, чтобы слушатель с первого раза понял о чём вы говорите. 


Устная речь бывает разговорной и кодифицированной. Первая используется в быту, семье, дружеской компании. Она не предполагает каких-либо жёстких границ и соблюдения шаблонов. Общение здесь непринуждённое. Говорящие лично участвуют в общении, использую невербальные средства (жесты и мимику). В официальной же сфере, к примеру, на конференциях, совещаниях, используется кодифицированная речь.  Произносится она по заранее подготовленному тексту и отличается сдержанностью.


Итак, выбор языковых средств зависит от целей и задач общения. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации могут применяться средства разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей.  Знание особенностей этих стилей, их правильное и умелое использование сделает вашу речь культурной. 

 

Выпускники 11-х классов, обратите внимание! Если ОГЭ проверяет знание учащимися правил русского языка, то в ЕГЭ основной акцент делается на проверку культуры вашей речи.


Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий