7.17 Двоеточие в простом и сложном предложениях

Видеоурок: Двоеточие и тире в предложениях разных типов



Лекция: Двоеточие в простом и сложном предложениях


Случаи написания двоеточия


1. В предложении с однородными членами, если:

  • обобщающее слово стоит впереди однор. членов. Пример: Мама занесла в комнату фрукты: бананы, яблоки и мандарины. О: О, О и О.
  • при перечислении, которое находится в середине предложения, если до перечисления есть обобщающее слово либо как-то, например, а именно. Пример: Андрей побывал во многих странах, а именно: в Англии, Австрии, Германии, Франции. О, а именно: О, О, О, О.

2. В предложении с прямой речью (ПР):

  • Слова автора стоят перед ПР, следовательно, ставим двоеточие и ПР пишем с большой буквы в кавычках:
Наташа с восхищением воскликнула: «Прелестные горы!». 
А: «ПР!».
Наташа устало промолвила: «Горы прелестны». 
А: «ПР».
Наташа поинтересовалась: «Горы красивы?».
А: «ПР?».
Наташа грустно продолжила: «Горы прелестны, но…». 
А: «ПР…».

  • ПР стоит внутри слов автора, тогда после слов автора ставится двоеточие; затем в повествовательном предложении: кавычки, прямая речь с большой буквы, кавычки, запятая, тире, слова автора с маленькой буквы:
Валера устало промолвил: «Закрой за мной дверь», - и вышел.
А: «ПР», - а.

  • Часть слов автора относятся  к первой половине ПР, а другая часть - ко второй, следовательно, после слов автора ставим двоеточие и тире:
«Как красивы эти горы! - воскликнула Наташа и спросила: - А какова их высота?».
«ПР! - а: - ПР?».

3. В предложении с цитатой, если она оформлена в виде ПР. Примеры: 
«Краткость - сестра таланта» - писал А.П.Чехов. 
А.П.Чехов писал: «Краткость - сестра таланта».

4. В сложном бессоюзном предложении, если:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между ними можно  использовать с. потому что или так как). Примеры:
Берегите природу1: (= потому что) она зависит от нашего отношения к ней2.
Кузнецов испугался1: (= так как) он представил Наташу наедине с Силакцевым2.


  • второе предложение поясняет содержание первого (между ними можно использовать а именно). Пример: В голове моей крутились новые мысли1: (=а именно) я раздумывала о поездке в Дербент, воображала примерку нового платья2

  • второе предложение дополняет первое (между ними можно использовать что; и вижу, как). Примеры:
Я сразу почувствовала1: (=что) ноги мои становятся ватными2
Подняла голову1: (= и вижу, как) по лазурному небу плывут облака2.


Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий