7.15 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Видеоурок: Сложные предложения с разными видами связи



Лекция: Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью



Сложное предложение с разными видами связи - это вариация из известных нам видов сложных предложений. Следовательно, важно понять, как объединены части предложения, и уже после расставлять знаки препинания. Труднее, когда сочинительный и подчинительный союзы находятся рядом.


Рассмотрим такие примеры:


1. Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится. Пример 1: Человек редко честь друга ставит превыше всего, но если найдешь такого, то держись за него обеими руками. Запятую между НО и ЕСЛИ не ставим, потому что дальше есть продолжение с ТО. Вторая подсказка - попробуйте опустить прид. если найдёшь такого. Получилось нормальное предложение? Нет? Следовательно, запятую на стыке не пишем.

Пример 2: Человек редко честь друга ставит превыше всего, но, если найдешь такого, держись за него обеими руками. В данном случае запятая между НО и ЕСЛИ пишется, потому что нет продолжения с ТО, НО, ТАК.


NB!  Стык союзов → то/но/так →  пишем запятую; стык союзов → нет то/но/так → запятой тоже нет.


2. Перед подчинит. с., если присоединительный с. И, А, НО стоит в начале предложения. Пример: Но когда наступил день экзамена, Таня начала волноваться и переживать, что не получится сдать.


3. Если прид. часть состоит из одного союзного слова. Пример: Никто не знал зачем.


4. Перед подчинительным с. есть слова: а именно, в частности, особенно, то есть. Пример: Костя не мог успокоиться, он все время размышлял о жизни, а именно как будет дальше работать с Сеней. Перед КАК нет запятой, потому что есть а именно.


5. Перед фразеологическими оборотами во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чём не бывало и др. Пример: Петя заявил, что друзья могут оставаться на яхте сколько угодно, им никто не будет мешать.


6. Между несколькими прид. предложениями ставим запятую, если они:

  • Однородны и нет сочинительного союза. Пример: Из его рассказов дети узнали, как развести костёр в лесу, как отыскать дорогу домой. СравнитеИз его рассказов дети узнали, как развести костёр в лесу и отыскать дорогу домой. (Перед вторым прид. предложением повторяющийся подчинительный с.,в данном случае КАК, опускается).

  • Однородны и соединены повторяющимися сочинительными союзами. Пример: Собравшиеся на выставке люди долго обсуждали, была ли здесь эта картина, или им показалось.

  • Связаны по способу последовательного подчинения. Пример: Марина разозлилась, когда узнала, как всё было на самом деле.

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий