7.12 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Видеоурок 1: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении



Видеоурок 2: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными



Лекция: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении


В сложноподчинённом предложении(СПП) части соединены подчинительной связью при помощи подчинительных союзов либо союзных слов. Примеры:






При одной главной части может быть несколько придаточных предложений. Пример:



Придаточные (прид.) предложения чаще всего отделяются запятой от главной части.

Не ставим запятую, если:

  • Прид. предложение начинается с НЕ или союза И. Примеры: Я видела не как Леонтьев писал картину, а как он её запечатывал и отправлял на выставку. Я видела и как Леонтьев писал картину.

  • Прид. предложение состоит из одного слова. Пример: Всё произошло так быстро, что Шамиль и не понял как.

  • Перед прид. стоят повторяющиеся союзы и, или, либо и др. Пример: Михаил решил сдать экзамен либо когда найдёт свой талисман на удачу, либо когда хорошенько подготовится.

  • Союзы составные несмотря на то что, подобно тому как, прежде чем, потому что и др. чаще всего не делят на части, когда придаточное находится перед главной частью. В ином случае запятая ставится один раз перед союзом или перед второй частью союза в зависимости от смысла и интонации. Примеры: Подобно тому как солнце озаряет лес лучами, так озарила её лицо эта улыбка. Заснул Сашка быстро оттого, что весь день катался на велосипеде с друзьями и устал.

  • Союзы между тем как, тогда как, словно как, так как в придаточных причины и так что в придаточных следствия не расчленяются. Примеры: Дождь всё-таки пошёл, так что скоро наступит прохлада. Стало прохладно, так как наконец-то пошёл дождик.

Между несколькими прид. предложения ставим запятую, если они:

1. Однородны и нет сочинительного союза. Пример: Из его рассказов дети узнали, как развести костёр в лесу, как отыскать дорогу домой.

2. Однородны и соединены повторяющимися сочинительными союзами. Пример: Собравшиеся на выставке люди долго обсуждали, была ли здесь эта картина, или им показалось.

3. Связаны по способу последовательного подчинения. Пример: Марина разозлилась, когда узнала, как всё было на самом деле.

Двоеточие в СПП ставим, если главное предложение требует разъяснения и перед союзом можно вставить а именно. Пример: Марина хотела только одного: чтобы её любимый сын вернулся к ней, позабыв все разногласия, которые у них были.


Тире в СПП, в которых прид. находятся перед главной частью, ставим, если:

1. Логическим ударением выделяется прид. часть. Пример: Что бы я без сына делала – не представляю.

2. В прид. предложении с условно – временным значением есть слово стоит (стоило), а в главной части есть с. И. Пример: Стоит мне вспомнить о нём – и на глаза наворачиваются слёзы.

3. В сложном предложении два или несколько однородных прид. предложений. Пример: Кто виноват из них, кто прав – судить не нам.

Запятую и тире ставим перед словом, которое повторяется, чтобы соединить с ним новое предложение либо дальнейшую часть этого же предложения. Пример: Марина понимала, что это её работа, нужная ей сейчас особенно, – её работа, которая спасёт от голода.

Точку с запятой ставим, когда прид. предложения имеют запятые внутри себя. Пример: О чём говорить, когда все мосты, соединявшие людей, сожжены; когда не хочется шутить; когда не доверяешь собеседнику…

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий