7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Видеоурок 1: Знаки препинания в предложениях с прямой речью



Видеоурок 2: Знаки препинания при цитатах



Лекция: Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Знаки препинания при прямой речи

Чужая речь – речь третьего лица или говорящего, произнесённая ранее. Её можно оформить на письме по-разному.


Прямая речь (ПР) – точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто произносил.

Пример:
«Прелестные горы!» – воскликнула Наташа.

«Прелестные горы!» – собственно ПР, воскликнула Наташа – слова автора.


  • ПР в кавычках стоит перед словами автора, следовательно, ставим соответствующий цели высказывания знак препинания и тире, а слова автора пишем с маленькой буквы.

Примеры:
«Горы красивы», – продолжала размышлять Наташа. «ПР», - а.
«Горы красивы!» – воскликнула Наташа. «ПР!» - а.
«Горы красивы?» – удивилась Наташа. «ПР?» - а.
«Горы красивы, но…» – вдруг Наташа замолчала. «ПР…» - а.

  • Слова автора стоят перед ПР, следовательно, ставим двоеточие и ПР пишем с большой буквы в кавычках.

Примеры:

Наташа воскликнула: «Прелестные горы!». А: «ПР!».
Наташа устало промолвила: «Горы прелестны». А: «ПР».
Наташа поинтересовалась: «Горы красивы?». А: «ПР?».
Наташа устало продолжила: «Горы прелестны, но….»?». А: «ПР…».

  • ПР стоит внутри слов автора, тогда после слов автора ставится двоеточие; затем в повествовательном предложении: кавычки, прямая речь с большой буквы, кавычки, запятая, тире, слова автора с маленькой буквы.

Пример: Валера промолвил: «Закрой за мной дверь», – и вышел. А: «ПР», -а.

  • ? ! и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками.

Примеры:

Валера спросил: «Закроешь за мной дверь?» – и вышел. А: «ПР?» - а.
Валера воскликнул: «Закройте за мной дверь быстрее!» – и вышел. А: «ПР!» - а.
Валера сказал: «Закрыли бы вовремя за мной дверь, ничего не случилось бы…» – и вышел. А: «ПР…» - а.

 

  • ПР прерывается словами автора, следовательно, слова автора с обеих сторон выделяем запятыми и тире. В зависимости от знака препинания на конце ПР могут быть такие случаи.

Примеры:
«Закроешь за мной дверь? – спросил Валера, – я выйду». «ПР? - а, - пр».
«Закройте за мной дверь! – воскликнул Валера, – я выйду». «ПР! - а, - пр».
«Вы закройте за мной дверь, – продолжал Валера, – а я выйду». «ПР, - а, - пр».
«Закройте за мной дверь! – воскликнул Валера. – Я выйду». «ПР! - а. - ПР».
«Закроете за мной дверь? – спросил Валера. – Я бы вышел». «ПР? - а. - ПР».

  • Часть слов автора относятся к первой половине ПР, а другая часть – ко второй, следовательно, после слов автора ставим двоеточие и тире.

Пример: «Как красивы горы! – воскликнула Наташа и спросила: – А какова их высота?». «ПР! - а: -ПР?».

 

  • Эту же информацию можно передать косвенной речью (КР), которая передаёт чужую речь от лица автора, а не того, кто это произнёс.

Примеры:

Наташа воскликнула, что вид на горы прелестен.
Наташа попросила сына, чтобы он принёс ей стул.
Наташа спросила, принесёт ли он/она стул.

NB! В КР не бывает М. 1 и 2 лица, вопросительных и восклицательных знаков, обращений, междометий.

 

Знаки препинания при цитировании


Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.


Цитаты могут быть оформлены в виде ПР, КР или предложения с вводными словами:


1) Её оформляют как ПР. Примеры: «Краткость – сестра таланта» – писал А.П.Чехов. А.П.Чехов писал: «Краткость – сестра таланта».

2) Её оформляют как КР. Пример: Чехов писал, что «краткость – сестра таланта».

3) Её привели не полностью, значит, место пропуска обозначим многоточием:

  • Перед цитатой для указания, что цитата приводится не с начала предложения. Пример: И.Гёте писал: «...смешение реального и идеального никогда не проходит безнаказанно».
  • В середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее. Пример: М.Дитрих говорила: «Мужчина охотнее видит дома неубранную постель и счастливую жену… Заправляй постель и будь счастливой!».
  • После цитаты, если её  приводим  не до конца. Пример: По словам И.Канта, «война дурна тем, что создаёт больше дурных людей…» (Это случай цитаты, представленной в виде предложения с вводными словами).

4) После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставим точку, если она не является самостоятельным предложением. Пример: По мнению Конрада Аденауэра, «все человеческие органы устают...».

5) Если цитата с пропущенным началом предложения стоит перед авторскими словами, первое слово надо писать с большой буквы. Примеры: «…Повторила бы те же ошибки. Однако немного раньше, чтобы дольше пользоваться их последствиями», – считала Марлен Дитрих. Марлен Дитрих считала: «…повторила бы те же  ошибки. Однако немного раньше, чтобы дольше пользоваться их последствиями».

6) За цитатой идёт указание на автора, берём его в скобки, а после них ставим точку. Пример: «О вкусе вишен и клубники нужно спрашивать у детей и воробьёв» (И.Гёте).


Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 7.16 Тире в простом и сложном предложениях
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий