7.9 Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

Видеоурок: ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания



Лекция: Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)


1. Обращение всегда обособляется запятыми либо восклицательным знаком (при воскл. интонации) О. бывает односложное либо распространенное. Примеры:

  • Пойдём гулять, Сашка! (нераспр.)

  • О лучезарная, луноликая, ясноглазая Шахеризада, расскажи сказку! (распр.)

NB!  Междометие О, стоящее при О., не обособляется.

NB!  Если в О. входят ты и вы, они запятыми не отделяются: Доброе утросолнышко ты моё!

NB!  Частицы а либо да перед повторяющимися О. запятыми от них не отделяются: «Сашка, а Сашка, что это ты здесь делаешь?» - спросил Севка.

NB!  При нескольких О. действует правило однородных членов: Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?

NB!  Когда О. разделено другими словами, выделяем каждую его часть: Сильнее, громкоголосая, пой для нас, птичка!


2. Вводные слова, конструкции и предложения при произнесении выделяют интонацией, на письме запятыми (реже скобками). 


Пример: Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.

В случае, когда вводные конструкции стоят сразу после с., их нужно отделять запятыми.

Пример: Но, как всегда, на первое место по общекомандным баллам вышла команда нашей школы.

Иногда с. А входит в вводную конструкцию, тогда запятую не ставим.

Пример: Это собака, а может быть, корова?

NB! Не могут быть вводными  целый ряд слов: авось, ведь, вот, будто, словно, именно, едва ли и др.


Различайте вводные слова, конструкции и омонимичные им слова. Примеры:

  • Во-вторых, хочется немного вафель с ягодами клубники, ежевики и малины.

  • Во вторых строчках своего письма расскажу немного о том, как живёт Машенька. 


3. Вставные конструкции – слово, с/ч либо предложения, уточняющие, дополняющую информацию, на письме выделяются запятыми, скобками и тире. Примеры:

  • Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.

  • По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.

  • Когда внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они остаются (даже? и! в конце):

  • Здесь – рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветных писем ворох, напоминающий – не сжечь!)


Если по условиям контекста нужны запятые между элементами основного предложения, эти запятые ставятся либо перед вторым тире, либо после вторых скобок. Примеры:

  • Пехота шла не рядами – на это не посмотрели на сей раз, – а по цепочке.

  • Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.


4. Однородными членами предложения бывают и главные, и второстепенные. Примеры:




Однородные члены иногда выражаются словами разных частей речи. Пример:



В одном предложении нередко встречается не один ряд однородных членов. Примеры:

 



В последнем предложении Г. повторяется, чтобы показать длительность действия, но сказуемые не однородны.


Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни тоже не однородные члены (и так и сяк, ни рыба ни мясо и др.), поэтому запятые не нужны. Пример: Сидел Иванушка ни жив ни мёртв.


Однородные члены связываются сочинительными союзами и интонацией либо только интонацией. Примеры:




Могут соединяться:


1) Соединительными союзами и, да=и, ни…ни. Пример:



2) Разделительными или, то…то, либо и др. Пример:



3) Противительными а, но, да=но и др. Пример: Мама объясняла тихо, но внятно.


NB! Определения однородны, если характеризуют предмет с одной стороны, объединены сочинительной связью и произносят их с перечислительной интонацией:




Во втором предложении не однородны, т.к. характеризуют столик с разных сторон, размер и материал, поэтому запятой не отделяем.


Двоеточие и тире. В предложениях с однородными членами могут встречаться обобщающие слова:


1) Обобщающее слово стоит перед однор., следовательно, нужно двоеточие. Пример:



2) Обобщающее слово стоит после однор., следовательно, нужно тире. Пример:



5. Второстепенные члены предложения могут выделяться интонацией по смыслу и называются тогда обособленными. Примеры:

 



*См. обособленные обстоятельства, обособленные определения.


6Уточняющие члены предложения служат для конкретизации и пояснения других членов предложения. Уточняющий член и тот, который он уточняет, «работают» в одной синтаксической роли, отвечают на один вопрос, и к нему можно задать вопрос где именно, как именно? и др. Они обособляются запятыми. Примеры:


Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях
  • 7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий