7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Видеоурок 1: Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них



Видеоурок 2: Вводные слова. Где ставить запятые? Задание 17 ЕГЭ



Лекция: Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Обращение


Обращение (О.) — слово или с/ч, означающее того, к кому обращаются с речью, не является членом предложения, всегда обособляется. 


О. бывает односложное либо распространенное.


Примеры:

  • Пойдём гулять, Сашка! (нераспр.)
  • О лучезарная, луноликая, ясноглазая Шахеризада, расскажи сказку! (распр.)


NB!  Междометие О, стоящее при О., не обособляется.

NB!  Если в О. входят ты и вы, они запятыми не отделяются: Доброе утро, солнышко ты моё!

NB!  Частицы а либо да перед повторяющимися О. запятыми от них не отделяются: «Сашка, а Сашка, что это ты здесь делаешь?» – спросил Севка.

NB!  При нескольких О. действует правило однородных членов: Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?

NB!  Когда О. разделено другими словами, выделяем каждую его часть: Сильнее, громкоголосая, пой для нас, птичка!


Вводные слова, конструкции и предложения

Вводные слова, конструкции и предложения выражают отношение говорящего к тому, что он говорит, при произнесении их выделяют интонацией, на письме запятыми (реже скобками).


Пример: Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.


В случае, когда вводные конструкции стоят сразу после с., их нужно отделять запятыми.


Пример: Но, как всегда, на первое место по общекомандным баллам вышла команда нашей школы.


Иногда с. А входит в вводную конструкцию, тогда запятую не ставим.


Пример: Это собака, а может быть, корова?


NB! Не могут быть вводными целый ряд слов: авось, ведь, вот, будто, словно, именно, едва ли и др.


Различайте вводные слова, конструкции и омонимичные им слова.


Примеры:
  • Во-вторых, хочется немного вафель с ягодами клубники, ежевики и малины.

  • Во вторых строчках своего письма расскажу немного о том, как живёт Машенька.


Вставные конструкции


Вставные конструкции  слово, с/ч либо предложения, уточняющие, дополняющую информацию, на письме выделяются запятыми, скобками и тире.


Примеры:
  • Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.

  • По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.


Когда внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они остаются (даже ? и ! в конце).


Пример: Здесь – рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветных писем ворох, напоминающий – не сжечь!)


Если по условиям контекста нужны запятые между элементами основного предложения, эти запятые ставятся либо перед вторым тире, либо после вторых скобок.


Примеры:
  • Пехота шла не рядами – на это не посмотрели на сей раз, – а по цепочке.

  • Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.


Междометия

Междометия  слова, означающие эмоции говорящего: ох!, эй!, ну.


Не бывают членами предложения, поэтому отделяются запятыми или восклицательным знаком (при восклиц. интонации).


Примеры:
  • Ну, расскажи немного о себе, пожалуйста.

  • Увы! Он не хочет меня даже видеть!


Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий