5.3 Второстепенные члены предложения

Видеоурок: Главные и второстепенные члены предложения




Лекция: Второстепенные члены предложения


Члены предложения, поясняющие  другие члены предложения, называют второстепенными:

Сынок побежал на детскую площадку.

Вдалеке слышалось ау.

Мама привезла с рынка овощи.


Определение

 

Определение означает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей?, всегда относится к С.

Лизавета приобрела фиолетовый плащ.

Мамин портфель смотрел на меня прорехой.

Портфель мамы порвался.

 

По способу выражения определения делят на:


  • согласованное – находится перед определяемым словом и согласуется с ним в р., ч., и п., зачастую выражается П. (знакомого приятеля), Пр. (приглашённые гости), М. (наша команда) и порядковым Ч. (пятое июля);

  • несогласованное – зачастую находится после определяемого слова; выражается С. (квартира Наташи), П. в сравнительной степени (выбрал сливу помягче), Н. (яйца всмятку), инфинитивом (привычка гадать), неделимым словосочетанием (дом в семь этажей, костюм бирюзового цвета); связывается по способу управления (час расплаты) и примыкания (произношение вслух); выражают признак более конкретно (земляничное варенье – варенье из земляники, бежевая шляпка – шляпка цвета беж).


Приложение

Приложение – определение, выраженное С., означающее национальность (мужчина – американец), родственные отношения (дядя Кирилл), профессию (женщина – космонавт), разные качества и эмоциональную оценку (судьба – злодейка), имена собственные (в селе Мюрего), названия газет, предприятий (в сборнике «Новая жизнь», завод «Стекловолокно») и т.д.


NB! Согласованное приложение стоит в том же падеже, что и определяемое слово: студент – француз, студентом – французом.        Несогласованное приложение при изменении определяемого слова падеж не меняет: кинотеатр «Восход» – в кинотеатре «Восход»

 

NB! Из двух слов – нарицательного и собственного – приложением является:

1) нарицательное, если имя собственное означает лицо (поручик Ржевский);

2) собственное, если оно означает предмет (река Москва).

 

Дополнение

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (все без И.п.); выражается существительным (съел кусок), местоимением (посмотрел на него), прилагательным (взялся за старое), числительным (делится на два), причастием (позвал приглашённых), инфинитивом (так хочется больше путешествовать), неделимым словосочетанием (нарисовали множество клякс); связывается с главным словом при помощи управления, реже примыкания (инфинитив и наречие).


Дополнения бывают:


  • Прямыеозначают предмет, на который направлено действие, выражается формой В.п. без предлога и относится к переходному глаголу: увидел сестру, кота, корабль

*когда при переходном глаголе есть частица НЕ или действие переходного глагола переходит только на часть предмета, прямое дополнение выражается формой Р.п. без предлога: выпила сока, не узнаю соседа;


Р.п. прямого дополнения используется ещё при словах жаль, прибавилось, жалко, накопилось и др.: прибавилось работы, жаль всех.

 

  • Косвенные - все остальные дополнения: любовался горами, взглянул на айсберг.


Обстоятельства

Обстоятельства означают причину, место, цель, время, отвечают на вопросы наречия: где? когда? как? почему? и др.; связывается с главным при помощи примыкания (легла подремать) либо управления (села у моря); выражается существительным (вьётся змейкой), местоимением (над ней виден), наречием (слышу плохо), деепричастием (шел улыбаясь), деепричастным оборотом (шёл, смотря по сторонам), фразеологизмом (сидел повесив голову), инфинитивом (легла подремать), сравнением (Как змейка, серпантин вьётся), сравнительным оборотом (Ива, словно юная девица, склонилась к ручью).


Разряды обстоятельств:


Разряды

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда?

виднеется вдалеке отвёл в  комнату

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

вернулись утром
спала до обеда

Причины

почему? отчего?

вернулся из-за дождя

Цели

зачем? для чего?

легла отдохнуть

Образа действия

как? каким образом?

плыла быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

писала трижды

Степени

в какой мере? в какой степени?

очень расстроился

Условия

при каком условии?

в случае  необходимости позову

Уступки

вопреки чему?

вопреки запрету директора

 

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий