Foxford

4.5 Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Мировая торговля и туризм

Видеоурок: Всемирные экономические отношения



Лекция: Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Мировая торговля и туризм

Мировое хозяйство

Мировое хозяйство не может существовать без всемирных экономических отношений. Экономические и торговые отношения известны с начала существования государственных образований. В настоящее время этот процесс приобрел однополярную направленность: Север-Юг. Северные страны лидируют в ВЭО. Есть некоторые изменения в роли Южных стран (страны ОПЕК), но они незначительны. Экономика небольших развитых стран Европы и НИС целиком зависима от ВЭО. Экономика этих стран базируется на экспорте, поэтому их называют странами с открытой экономикой. Создание свободных экономических зон – одно из типичных проявлений для стран с открытой экономикой. СЭЗ получают льготные налоговые и таможенные режимы. Их целью является привлечение иностранного капитала. В 2000 году насчитывалось 3000 СЭЗ, их доля в мировой торговле составила 1/3 часть.

Мировая торговля

За 50 лет мировой торговый оборот увеличился в 100 раз. Структура состоит из торговли товарами и торговли услугами. В первом случае уменьшилась доля торговли сырьем и продовольствием. Ведущее место занимает торговля готовой продукцией: автомобили, электроника, электротехника. Но еще более быстрыми темпами увеличивается торговля услугами: транспортными, строительными, страховыми, рекламными, кинопрокат и т.д. Норвегия, Греция, ФРГ, Великобритания лидируют в представление услуг транспорта, а именно морских судов.
В Мировой торговле первое место занимают США. Далее идут Западные страны «большой семерки». Страны юга последнее время продвинулись вперед по торговле благодаря НИС и нефтеэкспортирующим странам. Россия, как страна с переходной экономикой, следующая в рейтинге. Двигателем мировой торговли является конкуренция. По конкурентоспособности некоторые страны вышли на передовые позиции. Япония по надежности и экономичности, а также экологическим качествам своих автомобилей заняла первое место в экспорте. Вот почему большая часть жителей США используют Японские автомобили. В США были построены автозаводы японских фирм, что привело к «автомобильной войне».

Международные финансы

До научно-технической революции главные отношения развивались по принципу перемещения капиталовложений в развивающиеся страны, а именно в горнодобывающую промышленность. В настоящее время основные капиталовложения осуществляются в науку, сферу услуг. Транснациональные компании способствуют развитию капиталовложений. Лидируют страны Европы, США на втором, на третьем – Япония. Страны юга в данном случае находятся на позиции должников, их долг составляет порядка 2 трлн. долларов. Нефтеэкспортирующие и «азиатские тигры» страны перешли на позиции экспорта капитала.

Совместные предприятия и производства играют значительную роль во ВЭО. Такой вид сотрудничества просматривается в автомобилестроении, капитальном строительстве. Расширило свои границы и научно-техническое сотрудничество. Оно предполагает участие в международных научных разработках, проектах, в охране окружающей среды.

Туризм

Некоторые страны целиком зависят от международного туризма. Стоит вспомнить недавнюю конфликтную ситуацию между Россией и Турцией. Турецкие курорты опустели, отели закрывались, фирмы обанкротились. Международный туризм находится на пике своего развития. Этому способствует улучшение благосостояния людей, совершенствование транспортных средств, повышение уровня культурного развития. Люди хотят изучать и посещать другие страны, интересуются культурными ценностями мира. 

Существует разделение видов туризма, в соответствии с целями:

  • рекреационный
  • экскурсионный
  • научный
  • деловой 

А также есть разделение по способам передвижения. В последнее время популярными становятся прогулки на лайнерах, речной туризм. Развитию туризма способствует совершенствование инфраструктуры для него, это сети гостиниц, туристических фирм, мест отдыха, рекламный бизнес, производство сувениров. Больше всего туристов принимают США, Франция, Испания, Италия, Китай, Таиланд.

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий