4.4 Основные международные магистрали и транспортные узлы

Видеоурок 1: Главные центры мирового хозяйства. Интеграционные союзы мира



Видеоурок 2: География мирового транспорта



Лекция: Основные международные магистрали и транспортные узлы

Мировой транспорт

Транспортная отрасль по значимости занимает третье место. Транспорт не производит материальных благ, продукции. Размещение промышленных предприятий, быстрая транспортировка сельхоз продукции, перевозка пассажиров, международные перевозки, обеспечивающие международную торговлю – главные его функции.

Рациональность транспортной системы страны высчитывается в тонно-километрах (величину массы груза на количество километров) и пассажиро-километрах (количество пассажиров на количество километров). 

Транспортная система мира слагается из нескольких видов транспорта: 

  • железнодорожный
  • автомобильный 
  • речной
  • морской
  • воздушный 
  • трубопроводный

Обеспеченность транспортом высчитывается по формуле: отношение протяженности путей сообщения на общую площадь, или на количество населения.

В последнее время увеличилась популярность и развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.

По всем показателям (грузооборот и пассажирооборот) транспортная система в развитых странах более современная и густая. Развивающиеся страны отстают. Первое место в мире занимают страны Северной Америки (30%). Второй регион это страны СНГ – (10%). Европа занимает лидирующее положение по густоте транспортных магистралей, но уступает по дальности перевозок. В развивающихся странах она находиться на начальной стадии развития. Гужевой транспорт играет главную роль. Есть территории, на которых вообще отсутствуют коммуникации: нет ни железных дорог, ни трубопроводов. В мировом масштабе на долю развитых государств приходиться 78%, а на развивающиеся 22% всех дорог, соответственно 60 км. на 100 км2 и 10 км. на 100 км2.

В последние 10 лет происходит изменение транспортной системы. Улучшают качество автомобильных дорог, проводят электрификацию железных дорог. Для разгрузки наиболее загруженных участков строят параллельные магистрали или трубопроводы. Большой популярностью пользуются контейнерные перевозки, создаются транспортные коридоры, проходящие через несколько государств. 

Примером транспортных коридоров является коридор: Таллин - Рига - Каунас - Варшава - Калининград – Гданьск. В России: автомагистрали Гвардейск – Неман, Советск и Дорожное, Северный морской путь и Транссибирская железнодорожная магистраль. 

Дороги мира и отдельных государств напоминает сетку: железные и автомобильные дороги имеют широтное и меридиональное направление, в местах пересечения нескольких видов дорог, а также речного русла обычно образуются крупные транспортные узлы. 

Примером транспортных узлов можно назвать Варшава, Сент-Луис, Кёльн. Обычно транспортные узлы международного значения располагаются в портовых городах Лондоне, Гамбурге, Антверпене, Роттердаме, Гавре. 

Существуют магистрали, соединяющие многие страны. Например:

1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск – Москва;
2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул. Строится дорога по Великому шелковому пути: от Стамбула до Пекина. 

А также в проекте Азиатско-Тихоокеанская магистраль: Сингапур – Бангкок – Пекин – Якутск – туннель под Беринговым проливом – Ванкувер – Сан-Франциско.

Железнодорожный транспорт

До 70-80-х годов он занимал ведущее положение по грузоперевозкам. Для транспортировки объемных грузов на дальние расстояния рельсовый транспорт более дешевый, но издержки на ремонт и обслуживания не такие уж маленькие. По железным дорогам перевозят в основном сырье (уголь, лес, руды). Для более эффективного использования товарного состава используют так, называемые специализированные составы или двухъярусные контейнерные платформы (груз увеличивается в два раза). Достоинства его в независимости от условий климата и погоды, времени суток, дешевизна. К недостаткам относится: риск повреждения или утраты товара, невозможность иногда прямая доставка в пункт назначения товара (дополнительная автомобильная транспортировка).

Водный транспорт

Этот транспорт способен перевозить межконтинентальные грузы (морской и океанический). Обладает большой грузоподъемностью и низкими тарифами. Есть недостатки, которые связаны с наличием глубоководных портов, длительность, дополнительные перевозки к пункту назначения или в порт. Зависимость от времени года и погодных условий. Перевозят в основном сырье, сельскохозяйственную продукцию. Речные суда наиболее мобильный вид транспорта (не нужны глубоководные порты), но он зависит от условий погоды, наличием судоходных рек, скорости и вида течения. Риск потери или порчи груза.

Автомобильный транспорт

Автомобиль наиболее приспособлен для перевозок небольших грузов, на не большие расстояния. Достоинства: высокая мобильность и скорость. С изобретением специальных холодильных контейнеров идеально подходит для доставки скоропортящихся грузов. Постоянные расходы не большие, зато переменные ощутимы: зарплата водителя, топливо, затраты на ремонт и шины. Высокая сохранность груза, доставка точно в пункт назначения покрывают все издержки. На автомобилях перевозят готовую продукцию. Используется в торговле. К недостаткам относится зависимость от условий погоды, риск дорожно-транспортных происшествий, загрязнение атмосферы.

Воздушный транспорт

Авиаперевозки имеют наименьшую популярность в связи с большой себестоимостью. Несмотря на высокую скорость доставки, не ограниченную дальность на долю авиаперевозок приходиться всего 1%. Ограничен объем груза. Еще один недостаток, необходимость наличия аэродромов, и отсутствие доступности для других видов транспорта. На территорию аэропорта может подъехать только автомобиль. Переменные затраты низкие, но постоянные очень большие: стоимость самого самолета, спецоборудования, топливо, техническое обслуживание, заработная плата обслуживающему персоналу. Зависимость от погодных условий также относится к числу недостатков. Используется для доставки экстренных и скоропортящихся грузов, а также для транспортировки груза в труднодоступные места (вертолеты).

Трубопроводный транспорт

Этот транспорт набирает популярность в последнее время, хотя и предназначен для транспортировки жидких или газообразных материалов. Вид транспорта, способный работать без перерыва. Самый высокий уровень постоянных издержек: прокладка трубопровода, насосные станции. Зато переменных практически нет. Положительными сторонами является высокая пропускная способность, высока сохранность груза. Узкая специализация относится к недостаткам системы.

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 7.4.5 География важнейших видов транспорта
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий