4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1

Видеоурок: А.С. Пушкин. Лицейские годы. Анализ стихотворения «Узник» 




Лекция: А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне"
 
"Деревня"


Стихотворение относится к петербургскому периоду творчества поэта. Год написания – 1819г.

На творчество всего периода оказало решающее влияние общение автора с участниками декабристского движения. «Деревня» - один из наиболее характерных для этого периода примеров стихотворного «мнения» поэта о разрушительном для России крепостном праве, его отвратительной сущности.

Структура стиха: 
 
Первая часть – деревенская идиллия. Автор восхваляет русскую деревню, восхищается ее неповторимой красотой, степенным спокойствием, в ней видит неисчерпаемый источник вдохновенного творчества.

Резким диссонансом к первой части стиха звучит его вторая часть. Поэт эмоционально восстает против самодержавия, показывает всю бесчеловечность и варварскую сущность крепостничества.

Изобразительные средства каждой из частей эмоционально подчеркивают содержание: в первой части – «тишина полей», «лазурные равнины», во второй – «барство дикое».

В соответствии с композицией меняется и герой стихотворения: в первой части перед читателем предстает романтик, во второй – политический деятель. Герой искренне сожалеет о невозможности лично изменить жизнь, но надеется на будущие радужные перемены.

Стиль изложения соответствует ораторскому выступлению.

Размер стиха: ямб, (чередование 4-стопного с 6-стопным);

Рифма: перекрестная, мужская 1,3 строки /женская (2,4 строки)

"Узник"

За свое вольнодумство Пушкин нередко отправлялся в ссылку, в какой-либо отдаленный уголок российской империи. Одна из таких, южная ссылка поэта в Кишинев (1820 -1824 гг.) была для него очень тягостной и тоскливой, в этой отдаленной провинции Пушкин чувствовал себя в настоящем заточении. Под стать настроению и произведения того времени, среди которых наиболее точным выражением психологического состояния автора стало небольшое стихотворение «Узник».

В произведении 3 строфы (12 строк);

Размер: 4 –стопный амфибрахий;

Стопа 3-сложная, ударение приходится на 2 слог (v – v);

Стихотворение состоит из трех четверостиший со смежной рифмовкой (ААВВ).

«Узник» не содержит обычного для пушкинского стиля контраста фрагментов между собой, несмотря на то, что в стихотворении контраст заключается в главной теме – рабство противопоставлено свободе.

Сюжет прост: узник - сообщает о своем заточении, надеется на скорое освобождение, радуется свободе.

В первом четверостишии герой видит мир из окна тюремной камеры, в последней строфе перед ним открываются бескрайние дали свободного, вольного пространства.

В стихотворении два героя: узник и орел. Они – товарищи по несчастью и общему желанию обрести свободу. При этом слово «свобода» автором вообще не используется, подчеркивается лишь желание обрести волю.

В произведении использовано несколько символов свободы: море, ветер, орел, горы.

В стихотворение заложен глубокий смысл о невозможности лишения поэта свободы творчества. Нельзя заковать его в цепи запретов, ограничить возможность открыто выражать свои мысли и чувства – свободолюбивый дух все равно вырвется из заточения.

"Во глубине сибирских руд..."

Восстание на Сенатской площади потрясло Пушкина до глубины души. Среди участников выступления было много его друзей, знакомых, со многими декабристами поэта связывали годы тесного общения. Узнав о предстоящей сибирской ссылке, уготованной основным фигурантам событий 14 декабря, Пушкин проявил неслыханную смелость и дерзость одновременно – он обратился к ссыльным в стихах, написав не большое по форме, но потрясающее по содержанию стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

Послание было написано в январе 1827 года, ко второй годовщине восстания.

В стихотворении употреблен высокий стиль: Любовь, Свобода, Несчастье - написаны с заглавной буквы, это придает стиху особую торжественность.

Желая поддержать друзей хотя бы морально, Пушкин рискнул переправить послание в Сибирь – стихотворение увезла с собой Александра Муравьева, отправившаяся вслед за сосланным мужем.

В стихотворении 4 строфы (16 строк), размер: 4-стопный ямб.

Стихотворная стопа: двусложная с ударением на 2 слог (v –), четкое деление на четверостишия;

Рифмовка:

  • 1 строфа – перекрестная (АВАВ);
  • 2 строфа – опоясывающая (АВВА);
  • 3 строфа – АВСА;
  • 4 строфа - опоясывающая (АВВА).

Понимая, что многие ссыльные не доживут до светлого дня свободы, автор предрекал им долгую память потомков.

"Поэт"

А.С. Пушкин постоянно и много размышлял о взаимоотношениях поэта с окружающим миром, его волновали вопросы влияния литературы на общественную жизнь. Эти темы нашли отражение в написанном в 1827 году стихотворении «Поэт», основная мысль которого – размышления об историческом предназначении поэта, его месте в обществе.

Композиция: стихотворение состоит из двух частей.

I часть – читатель является свидетелем жизни поэта в отсутствии вдохновения.

II часть – герой ощущает прилив творческих сил, вдохновение снисходит на него. Суетный мир становится чужим, творцу хочется уединиться в далеком краю.

Стихотворение состоит из 2 строф (20 строк);

Размер: 4-стопный ямб;

Стопа: двухсложная, ударение приходится на 2 слог (v –);

1 строфа – восьмистишие, взаимоотношения героя и общества.

2 строфа – 12 строк, многостишие , описывается отношение поэта к творческому процессу.

Рифмы: перекрестная и кольцевая.

Стихотворение - яркий пример романтизма, образы и лексика – от романтической поэзии («пустынные волны», «народный кумир» и др.). 

Эмоциональные эпитеты подчеркивают противопоставление двух ипостасей героя – негативной в первой части, уверенно-оптимистичной – во второй. Большую значимость творческого начала подчеркивает сравнение души поэта с вольнолюбивым орлом – символом свободы и воли.
Исследователи – пушкинисты считают, что в стихотворении автор писал о себе. Жизнь в Москве в начале 1827года не оставляла поэту времени на творчество: светские развлечения целиком поглощали время. Вновь взяться за перо помог переезд в Михайловское, где тишина и умиротворение способствовало творчеству.

В этом небольшом стихотворении Пушкин кратко, но исчерпывающе высказал личное мнение о миссии поэта и поэзии.

"К Чаадаеву" (1818)

Произведение содержит 21 строку (многостишие), размер: 4-стопный ямб с двухсложной стопой, анапест, ударение приходится на 2 слог (v –), рифмовка смешанная: 1 перекрестная +2 кольцевые + 2 перекрестные. Рифмовка делит стихотворение на 5 частей, каждая выражает определенную, законченную мысль.

По форме это стихотворение – послание. Поэт обращается к другу юности – П.Я. Чаадаеву, с которым всегда с удовольствием много общался. Именно от Чаадаева Пушкин получает уроки сохранения собственного достоинству, чувства независимости. Доверительный, глубоко личный характер стихотворения сочетается с патриотической направленностью гражданской лирики.

Сюжет произведения передает мысль о гражданском взрослении человека, призрачности романтических юношеских устремлений. Для взрослеющей души надежды и чаяния юности – только лишь «утренний туман», быстро тающий в лучах рассвета (исследователи считают, что здесь Пушкин отразил свое отношение к Александру I, в начале своего царствования, слывшего большим либералом).

II часть – антитеза к первой, герой взрослеет, и вместе с возмужанием меняются его порывы к свободе: личное уступает место общественному, Автор убежден, что его родина сможет «воспрянуть», отряхнуть с себя все ненужное, преграждающее ей путь к светлому будущему только в том случае, если от сна пробудится каждый настоящий гражданин.

Пушкин понимал, что на пути к счастливому будущему стоят препятствующие силы, поэтому необходимо лучшие, молодые годы жизни посвятить своей стране, приложить все усилия к ее процветанию.

"Песнь о вещем Олеге" (1822)

Исследователи называют произведение балладой. Такое мнение складывается под впечатлением от персонажей, сюжетной линии стихотворения, использования приемов романтического стиля (основой служит древняя легенда, звучит тема неотвратимости рока в судьбе человека).

В основу сюжета положена легенда о гибели киевского князя, описанная в «Повести временных лет». «Вещим» князя прозвал народ за удивительную способность предвидеть события. Легенда и сюжет «Песни…» отличны друг от друга: Пушкин придал истории высокое поэтическое звучание, создал одушевленные персонажи, красиво рассказал о смерти князя (тут поэт полностью «додумал» летописный сюжет: в историческом источнике причина гибели Олега не указана).

Князь всегда был любимцем судьбы, неудачи и поражения обходили его стороной. Но однажды волхв (колдун, жрец) сообщил ему, что погибель придет от верного боевого товарища князя – его любимого коня. Чтобы избежать ужасного пророчества, Олег отдаляет от себя четвероногого друга, надеясь обмануть рок. Но судьба неотвратима: узнав, что конь окончил свой земной путь, князь навещает его могилу. В момент, когда нога Олега касается лошадиного черепа, выползшая из него змея смертельно жалит князя.

Судьба свершилась – конь принес хозяину гибель.

Почему князь все-таки погиб? Что именно послужило поводом для свершения предсказания – ответа «Песнь…» не дает (также признак баллады!).

Кроме темы неотвратимости рока, в произведении звучат темы свободы (предсказатель не боится сообщить князю о предстоящей гибели), и памяти (совместные похороны князя и верного коня).

Стихотворение содержит 17 строф, написанных весьма распространенным «балладным» размером - амфибрахием.

Стопа двухсложная, ударение приходится на 2 слог (v –), рифмы: перекрестная, парная (АБАБВВ).

"К морю" (1824)

Стихотворение написано в ссылке, в Михайловском. Поэт очень тяжело переносил разлуку с морем, которое очень любил (как раз перед ссылкой Пушкин провел несколько лет в Крыму и Одессе).

Море для поэта символизирует свободу, морское величие своей непокорной силою противостоит «тихому», «туманному» герою.

Жанр произведения – элегия.

15 строф 4-стопного ямба, стопа двухсложная, ударение приходится на 2 слог (v –).

Пушкин создал величественный, прекрасный образ моря. Морская стихия, непокорная и свободная, не терпящая принуждения великолепно отражает качества, присущие романтическому герою (появление образов Байрона и Наполеона, тем самым, вполне оправдано).

Стихотворение «К морю» подводит своеобразный итог южному периоду творчества поэта. Позже литературоведы назовут это время романтическим периодом творчества Пушкина. В то время поэт искренне верил в сильную личность, способную изменить существующий миропорядок, принести избавление от деспотизма и освободить человека.

Личность героя описана по классическим законам романтизма. Постепенно юношеские мечты о свободе уходят в прошлое, приходит осознание большой разницы между мечтами и земными реалиями.

"Няне"

Стихотворение написано в 1826 г., поэт его не закончил, у стихотворения не заглавия. Посвящено любимой няне – простой крепостной крестьянке Арине Родионовне. Ее влияние ощущается во многих произведениях поэта, почти все женские образы творчества А. Пушкина в той или иной мере – дань огромного уважения и признательности поэта своей «подруге дней… суровых».

Жанр: послание.

В стихотворении 2 персонажа: лирический герой, няня.

Произведение наполнено признательностью, нежностью, уважением к Арине Родионовне. Для выражения чувств, усиления эмоциональной стороны стиха поэт использует эпитеты (передают томительное ожидание), метафору («медленные» спицы), пользуется инверсией.

Поэтическое произведение можно поделить на 4 части:

1. Обращение героя к няне.
2. Описание маленького домика в глуши
3. Представление героя о жизни няни вдали от него
4. Переживания няни о своем воспитаннике.

В стихотворении 28 строк.

На строфы авторское разделение отсутствует.

Размер: 4-стопный ямб;

Стопа: двухсложная, ударение приходится на 2 слог (v –).

Рифмовка перекрестная, чередование мужской/женской рифмы.

«К*** Я помню чудное мгновенье» (1825)

Стихотворение относится не только к лучшим образцам любовной лирики самого Пушкина, но и всей русской классической литературы. Однажды в молодости, увидев А.П. Керн, поэт моментально влюбился в нее, но молодая женщина была замужем, и Пушкину оставалось только в стихах выражать свои чувства. Позднее они встретились, Анна была уже свободна, однако – не сложилось. Стихотворение «К***» выражает те сильные, пылкие чувства, которые Пушкин испытывал к этой женщине в годы влюбленности.

Жанр произведения – любовное послание с элементами философской лирики. 

В стихотворении можно заметить части биографии самого Пушкина:

  • 1,2 строфы – пребывание в Петербурге;
  • 3 строфа – ссылка на юг;
  • 4,5 строфы – очередная ссылка, на сей раз в Михайловское.
Текст условно можно разделить на 3 фрагмента:

  • Воспоминания о встрече не умерли в сердце поэта;
  • Описание тяжелого плена заточенья;
  • Душа героя возвращается к жизни, вновь хочет творить, любить.

Композиция стиха кольцевая – строки в начале и в конце стихотворения перекликаются, как бы окольцовывая текст.

Стихотворение написано 5-стопным ямбом, с перекрестной рифмовкой: АВАВ. Ритм стиха удивительно музыкальный (такое впечатление создают сквозная рифма и аллитерация).

Произведение наполнено многочисленными, разнообразными эпитетами, есть всего 2 сравнения ( как мимолетное виденье, как гений чистой красоты) и 1 метафора («бурь порыв мятежный…».

Любовь не сбылась, осталась только в памяти поэта, но вряд ли вся любовная лирика мира может соперничать на равных с этим выдающимся лирическим шедевром. «Я помню чудное мгновенье…» стало признанием в любви не только А.П. Керн, но и всем женщинам, любящим и любимым. Силой своего гения Пушкин вознес любимую на высоту поэтического идеала.

Онлайн-библиотека:
А. С. Пушкин. Деревня («Приветствую тебя, пустынный уголок...»)​​​
А. С. Пушкин. Узник («Сижу за решеткой в темнице сырой...»)​​​
А. С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд...»​​​
А. С. Пушкин. Поэт («Пока не требует поэта...»)​​​
А. С. Пушкин. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»)​​​
А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге («Как ныне сбирается вещий Олег...»)​​​
А. С. Пушкин. К морю («Прощай, свободная стихия!..»)​​​
А. С. Пушкин. Няне («Подруга дней моих суровых...»)​​​
А. С. Пушкин. К*** («Я помню чудное мгновенье...»)​​​


Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 7.6 В.В.Маяковский. Стихотворения
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • Оставить комментарий