3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса "Недоросль"

Видеоурок 1: Пересказ Фонвизин Д. И. «Недоросль»



Видеоурок 2: Д.И. Фонвизин. Сюжет, композиция, проблематика комедии" Недоросль"



Лекция: Д.И. Фонвизин. Пьеса "Недоросль"



Пьеса Д.И Фонвизина «Недоросль» относится к шедеврам русской классической литературы. Автору удалось создать выдающееся произведение, характеризующее эпоху Екатерины II - век «просвещенной монархии». В пьесе показаны не только положительные черты дворянского общества XVIII века, но и затронуты  проблемные вопросы, высвечены недостатки.

Жанр пьесы – комедия.

Год написания – 1782 (в этом же году пьеса поставлена в театре).

Пьеса построена по всем канонам классической комедии, в сочетании с элементами реалистического направления



Признаки классицизма:

  • Традиционное триединство: единая  сюжетная линия (соперничество за приданое и руку Софьи), одно место действия (дом Простаковых, внутри и снаружи), временное пространство - одни сутки.
  • Четкое разделение персонажей на положительных (Стародум, Правдин, Милон) и отрицательных (Простаковы, Скотинин);
  • Принцип «говорящих фамилий».

Черты реализма: 

  • описание быта
  • персонажи наделены яркими характерами
  • представлены в развитии
  • сюжет обладает элементами драмы
      
С написанием «Недоросля» в русской литературе появился совершенно новый жанр – социально-политическая комедия. Основной сюжетной линией является не любовная история, как в традиционных классических пьесах, а социальный конфликт.

В пьесе 5 действий:

  • 1 действие- завязка сюжета (письмо Стародума)
  • 2- 4 действие – развитие событий
  • в 5 – кульминация (передача имения Простаковой под опеку)

Развязка наступает с последней репликой Стародума о плодах злонравия.

Персонажи комедии сгруппированы в полном соответствии с реальным разделением дворянского общества на людей просвещенных, образованных и дремуче непросвещенных, невежественных. Причиной невежества своих персонажей автор называет наследственное невежество, переходящее от отца к сыну, из поколения в поколение.

Проблематика комедии:

  • Вопросы воспитания
  • Отношения отцов и детей, взаимоотношения в семейном кругу
  • Проблема образования
  • Отношение дворянства к своим слугам, крестьянам

О названии. Недорослями назывались молодые наследники дворянских фамилий, не получившие полного образования. Фонвизин показал в лице Митрофана тип молодого дворянина, не только недоучившегося, а не учившегося вовсе - никогда и ничему (зачем, к примеру, нужна география, если есть извозчик!). Автору удалось так высмеять невежду и лентяя, что «Митрофанушка» с тех пор стало именем нарицательным, обозначая леность и нерадивость молодых людей.

Центральная мысль автора – необходимость воспитания молодого дворянства в духе идей Просвещения, чтобы молодое поколение могло достойно служить своей Родине.


Онлайн-библиотека:
Д.И. Фонвизин. Пьеса "Недоросль"​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий