1.14 Проза и поэзия

Организация поэтического слова

Поэзия – особый стиль организации речи. Каждый из коротких речевых отрезков выделяется при письме в отдельную строчку, измеряемую либо словами, либо слогами, либо группой слогов (стихотворной стопой).

В отечественном стихосложении всю систему организации поэтического слова делят на 3 основные системы:
  • тоническую
  • силлабическую
  • силлабо-тоническую                                                                                        

Тоника (греч.»напряжение, ударение) основывается на размеренном появлении ударного слога в стихотворной строке, количество безударных слогов во внимание не принимается. 

Другое название тонического  сложения – акцентный стих. Ярчайший пример – творчество В.Маяковского.

Силлабическая система – предполагает деление стиха на равные по количеству  слогов ритмические единицы, т.е количество слогов в строке должно быть строго одинаковым. 

Подобное построение удобно для стран, где ударение в слове фиксировано (во Франции – последний слог, в Польше первый и т.д.).
Силлабический стих отличает творчество А. Кантемира, В. Тредиаковского, всех поэтов начала XVIII в.

Силлабо-тоника вошла в русское стихосложение после легендарной реформы М. Ломоносова. система чередования ударных и безударных слогов.

Для современной системы организации стиха наиболее характерными являются 2 системы: силлабо-тоника и тоника.  

Системы стихосложения

Системы стихосложения - особый способ организации речи.

Стихотворные размеры делятся на 2 группы: 
  • двусложные (ямб, хорей) 
  • трехсложные (амфибрахий, дактиль, анапест)

«Двудольники»:

Хорей – размер силлабо-тонического стиха, двусложная стопа с ударением на первом слоге. (Мчатся тучи, вьются тучи…)

Ямб – силлабо-тоническая двусложная стопа. Ударный слог следует за безударным.    

«Трехдольники»:

Дактиль – в данном случае  ударение падает на первый слог трехсложногоразмера (Тучки небесные, вечные странники!).

Амфибрахий – силлабо-тонический стих с 3-сложной стопой, ударный слог находится в окружении безударных слогов (Не ветер бушует над бором…).

Анапест – 3-сложная стопа  силлабо-тонического стихосложения: два первые слога — безударные, а последний — ударный (Что ты жадно глядишь на дорогу…).

Ритм – мерное повторение в тексте  одинаковых слогов (безударных/ударных). 

В русском языке ударность слога обозначается ударением.

Рифма – созвучие в конце стихотворной строки или полустишия. 

Именно наличие рифмы определяет стихотворную речь, помогает на слух уловить разницу между прозой и поэзией.

Строфа – определенная организация поэтической строки, отделяющаяся интервалом, имеет чаще всего законченную синтаксическую и смысловую организацию. 
 
Как определение, может иметь несколько значений:
  • группа стихов, связанных общим смыслом и упорядоченной рифмовкой
  • сочетание стихов, представляющее собой единое целое в ритмической и синтаксической организации, объединяющим началом является система рифмовки
  • ритмический элемент поэтического произведения, дополняющий основную ритмику

Дольник – один из видов тонической системы стиха, особенный размер с метрическим рядом из ударных слогов с находящимися внутри них 1-2 безударными слогами. 

Таким образом, перед нами достаточно своеобразное построение стихотворной строки, при котором интервал между ударениями будет постоянно колебаться. Подобная форма часто использовалась акмеистами (примеры легко находятся в поэзии Блока, Ахматовой).
  
Акцентный стих – размер стиха, характерный для тонической системы сложения. 

В акцентном стихе строки тождественны по количеству ударений, зато число безударных слогов, помещенных между ударными собратьями, может быть любым – до 5 – 7 слогов.

Белый стих приобрел особую популярность в  XVIII в., также часто использовался в народном творчестве. Стихи не имели рифмы, для белого стиха характерна с одной стороны астрофичность, примитивная строфика, с другой – большая гибкость речи, более свободное изложение. Несмотря на отсутствие рифмы, в белом стихе всегда ощущается определенный размер, произведения написаны белым ямбом («…Вновь я посетил..», А.С. Пушкин), белым анапестом, и т.д. 
                                                                                   
Верлибр - система современного стихосложения, в которой отмечаются признаки и стиха и прозы одновременно:

Стихотворные особенности
Признаки прозаического произведения
Традиционное деление на строки
Нет рифмы
Акцентируется последнее слово в строке
Ритмическая упорядоченность отсутствует
-Различное количество слогов и строк
-Не сохранено одинаковое количество акцентов

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 7.6 В.В.Маяковский. Стихотворения
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий