1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза

Видеоурок 1: Тема, идея, проблематика, вечные темы и вечные образы



Видеоурок 2: Композиция, стадии развития действия




Лекция: Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия.

Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза

Тема –  комплекс событий, формирующих основу литературного произведения. 

Другими словами, темой  называется все то, о чем рассказывает автор своему читателю.

Идея художественного произведения – это основная мысль, эмоциональная составляющая, смысловое содержание произведения. 

Чтобы понять идею, нужно тщательно проанализировать текст. Идея заключает в себе индивидуальный взгляд писателя на окружающий мир, его сугубо личное понимание происходящих процессов и явлений.

Комплекс проблем,поставленных автором в произведении,которые могут быть либо подчинены основной проблеме, либо иметь самостоятельный характер,называются проблематикой.

Проблема – главный вопрос, поставленный в произведении:

  • Национально-историческая
  • Философская
  • Социально-политическая
  • Нравственно-этическая

Когда интересуются каким-либо произведением, интересуются в первую очередь сюжетом. Это комплекс событий, из которых состоит произведение. 

Сюжет представляет собой содержание литературного опуса, выявляет характеры персонажей, демонстрирует отношение автора к описанным им самим явлениям и жизненным ситуациям.

Кроме событий, происходящих в жизни действующих лиц, сюжет может содержать лирические отступления, раскрывающие события внутренней жизни автора.

Композиция – прием построения литературного произведения. 

Организация композиция может быть сюжетной или несюжетной. Композиционное построение необходимо автору для наиболее полного воплощений своего замысла.

Составные части композиции:

  • композиция сюжета
  • способы повествования (от автора, от героя, в форме писем и др.)
  • группировка персонажей
  • расстановка других действующих лиц
  • речевые особенности
  • композиция элементов, не входящих в сюжет

Эпиграф. Часто перед произведением автор помещает некое краткое изречение, одну-две строчки, четверостишие. 

Цель такого приема – помочь читателю лучше понять авторский замысел. Эпиграф служит ключом к пониманию замысла автора произведения.

Антитеза – стилистический прием в литературе, когда образы и понятия противопоставляются друг другу в диаметрально противоположном значении.

В основном для антитезы авторы используют антонимы: «горячий снег», «вода и камень», и т.д. Антитеза – противопоставление понятий и образов с помощью антонимов.

Стадии развития действия

Экспозиция. «Открывает» сюжет произведения экспозиция. В этой части читатель получает вводные данные о событиях, которые вскоре получат развитие. 

Автор рассказывает читателю о том, что происходило до начала действия произведения. В основном в этой части характеризуются основные действующие лица. Экспозиция может быть прямой или задержанной. Если произведение начинается с экспозиции – это прямой вид, если место экспозиции автор определяет в середине или ближе к концу – налицо задержанная экспозиционная часть. Самый популярный пример такого расположения – описание жизни Чичикова.

Завязка –  событие, определяющее начало действия. 

Завязка либо сама организует конфликт, либо выявляет конфликтную ситуацию на момент начала произведения.

Кульминация – наивысшая, напряженнейшая  точка в развитии действия, когда конфликт достигает вершины своего развития. 

После кульминационной точки действие постепенно переходит к развязке.

Развязка – исход действия, некая смысловая точка произведения. 

Конфликт состоялся, сюжет переходит в финальную стадию.

Эпилог завершает произведение. Как правило, в этой части автор рассказывает о дальнейшей судьбе своих героев спустя определенное время после описанных в произведении событий.

Лирическое отступление – особый прием композиции, с помощью которого автор имеет возможность высказать свое субъективное мнение относительно героев произведения, каких – либо действий или явлений, прокомментировать развитие сюжета. 

В лирическом отступлении могут содержаться отвлеченные авторские размышления, напрямую не связанные с сюжетом, но тематически сохраняющие единство с общей темой произведения («Мертвые души», «Евгений Онегин»).   
   
Конфликт (лат. «столкновение») – противоборство, противоречия, определяющие развитие сюжета любого литературного произведения. 

Между кем и кем возникает конфликт? Вся литература построена на нескольких типах конфликта:

  • между действующими лицами
  • между главным героем и другими персонажами
  • между героем и обществом
  • конфликт героя с самим собой
Форма выражения конфликта – внешняя либо внутренняя.

Наиболее очевиден конфликт в драматических произведениях, эпосе.

Автор-повествователь

Нередко рассказ в произведении ведется от первого лица. В этом случае в роли рассказчика выступает сам сочинитель, именуемый автором – повествователем. Он лично наблюдал события, которые описывает в своем произведении. Автор-повествователь не переходит в состав персонажей, он только наблюдает происходящее, оценивает события и их участников. Так, Максим Максимович хорошо знаком с Печориным, может много рассказать о нем.  
Иногда автор – повествователь волею автора превращается в Рассказчика (написание с заглавной буквы подчеркивает его равноправное положение в тексте). Рассказчик наделяется характером, снабжается определенными манерами, собственным характером.

Образ автора  соединяет в себе все образы литературного произведения –  и рассказчика и действующих лиц,  воплощает саму суть произведения. 

Но образ автора нужно всегда отделять от образа рассказчика или повествователя, к тому же автор и образ автора также необходимо четко разграничить:

Автор
Образ автора
Создатель произведения
Персонаж, является действующим лицом произведения
В тексте отражаются собственные, авторские представления о миропорядке и человеке в нем
Может либо максимально совпадать с автором, либо быть специально
отдаленным  от него
Имеет черты героя-рассказчика/лирического героя

Первый образ автора в отечественной литературе создан в «Евгении Онегине», он входит в общий круг персонажей на равных условиях, участвует в действии, поясняет происходящее, дает оценки, комментирует события. Читатель наблюдает его автором –повествователем, автором - персонажем, автором – лирическим героем.  

ПерсонажНи одно литературное произведение не может существовать без персонажей, с помощью которых развивается сюжет. Персонаж может быть главным или второстепенным. Кроме активного личного участия в действии, персонаж может быть представлен читателю   другим действующим лицом или автором. Центром внимания может быть в некоторых произведениях один персонаж (Рудин, Печорин), в других – сразу несколько («Тихий Дон»).

Интерьер в произведении художественной литературы изображает внутреннюю обстановку (говоря современным языком – рисует дизайн помещения). 

Авторы часто используют описание домашней обстановки для характеристики действующего лица, усиливая эмоциональное восприятие текста. К примеру домашняя обстановка в «Войне и мире»  характеризует внутренний мир обитателей дома.

Характер литературный. Любое произведение складывается из нескольких составляющих, в том числе – из характеров, человеческих образов. Литературный характер  несет в себе нечто единое, индивидуальное и неповторимое, относящееся только к конкретному образу произведения. Характер является одной из главных составных частей произведения в целом.

Тип – герой  литературного произведения, некий собирательный образ, вобравший в себя  явление времени, исторического момента, общественного события, и т.д.  

Примером литературного героя, по которому можно судить о людях, не нашедших общего языка с обществом, отвергнутого, непонятого, могут служить Печорин или Онегин.

Герой лирический –  лирический образ поэта, чей внутренний мир  раскрывается через состояние души или переживание в какой-либо конкретной ситуации. 
 
Если точнее – это одно из возможных проявлений авторского сознания. Лирический герой может иметь собственную биографию, иногда – обрисованный в общих чертах внешний облик.

Система образов

Представляет собой комплекс художественных образов произведения, вбирающий в себя не только образы действующих лиц, но и сопутствующие образы - детали, символы ит.д.

Портрет содержит описание внешности персонажа, то как он выглядит, чтобы читатель ярче мог представить себе действующее лицо произведения, воспроизвести его в своем воображении. 

Портрет дает описание не только черт лица, но и то, как и во что персонаж одет, отмечает манеру разговора, мимические особенности, характерные жесты. Кроме этого, в литературе часто используется психологический портрет – когда автор через внешность хочет показать внутренний мир своего героя.

Пейзаж, изображающий в литературном произведении природу, может служить особенным приемом описания состояния персонажа в определенный момент, оригинальным средством его характеристики. 

С помощью картин природы автору часто удается значительно усилить эмоциональное впечатление от произведения.

«Говорящая фамилия»Очень часто для лучшей «узнаваемости» персонажа авторы прибегают к такому особенному приему как придание действующему лицу «говорящей» фамилии. Фамилия при этом отражает какую-либо черту его характера, поведения. Метод особенно часто использовался русскими писателями-классиками (Скотинин, Ляпкин-Тяпкин, Вральман и т.д.).

Ремарка чаще всего сопровождает драматические сочинения. Автор с помощью ремарки как бы «сопровождает» действие - поясняет происходящее, уточняет, объясняет. Ремарка предназначается для актеров, занятых в пьесе, облегчает работу режиссера при постановке действия на сцене.

«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Если заходит речь о «вечном» в литературе – разговор касается «вечных тем» и «вечных образов». Вечное подразумевает нечто, имеющее непреходящее значение для всего человечества на протяжении всего периода существования мироздания.

Вечные темы:

  • Любовь
  • Жизнь
  • Смерть
  • Верность
  • Красота
  • Война и т.д. 

Вечные образы:

  • Персонажи, вышедшие за рамки своих произведений, обретшие нарицательные черты.

Действительно – нет таких произведений в литературе, где не рассказывалось бы о красоте природы, о любви, не затрагивались бы темы жизни и смерти.

Что касается «вечных образов», в литературе любой страны можно встретиться с Дон Кихотом, Гамлетом, Обломовым, Маниловым, и т.д. В данном случае черты персонажа настолько вобрали в себя признаки, имеющие общечеловеческое значение, что с легкостью могут кочевать из одного времени в другое, из одной национальной литературы в другую, и везде быть понятным читателю.

Пафос, фабула

Пафос (греч. «страсть, чувство») отражает момент наивысшего воодушевления героев литературного произведения, пик эмоционального подъема, страстной восторженности. 

Придавая пафосность своему произведению, автор стремится вызвать у читателя чувство сопереживания, отклика души и сердца.  

Фабула – событийный ряд, из которого складывается сюжет произведения, организованный в определенной последовательности.Фабула часто совпадает с сюжетной линией, но может расходиться с ней. 

Несовпадение обуславливается потребностью более углубленного отображения характера героя или каких- либо событий. Самый яркий пример подобного несовпадения – роман «Герой нашего времени», где автор сознательно жертвует сохранением хронологии событий (фабулой) во имя исполнения основного замысла произведения.

Речевая характеристика героя

Диалог – способ речевого общения персонажей произведений с помощью сообщений, реплик. 

Разговор в диалоговой форме мотивирует развитие действия, к тому же является средством создания речевой характеристики.
  
Монолог произносится персонажем произведения, в тексте имеет самостоятельное значение. 

С монологом  обращаются к себе, к окружающим, монологи персонажей драматического произведения звучат со сцены  обращением к зрителям. Когда герой произведения произносит текст, отражающий его мысли, чувства, переживания, но при этом ведет разговор как бы сам с собой, не обращаясь к другим лицам, он произносит внутренний монолог.

Сказ – особый жанр литературы, когда повествование передает особенности и оттенки речи персонажа, являющегося рассказчиком, создавая тем самым  эффект живого разговора. 

Чтобы создать нужный колорит, авторы используют  индивидуальную речевую манеру персонажа через особенности устной речи – фразеологизмы, диалектизмы, жаргон, неполные предложения (см. сказы П. Бажова, рассказы М. Зощенко, В. Шукшина). Другое  значение термина  - народное сказание, в котором рассказчик ведет повествование о прошлых или современных событиях.

Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий