1.4.3 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян

Видеоурок: Политика Ивана IV Грозного



Лекция: Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян

Установление царской власти

Первым царем Руси, стал сын Василия III Иван IV прозванный в народе — Грозный. Иван Грозный взошел на престол в 1533 году будучи трехлетним младенцем. Фактически, в годы его младенчества и до исполнения 14 лет, государством правила его мать — Елена Глинская. В годы взросления будущего царя, различные боярские группировки пытались оказать на него влияние и подчинить своей воли — это были Шуйские, Бельские и Глинские. Все они входили в регентский совет, но это не мешало им устранять друг друга от власти, в том числе физически.

Венчание на царство произошло в возрасте 14 лет в 1547 году. Митрополит Макарий сам придумал все детали обряда венчания и возложив юному князю шапку Мономаха — назвал его первым царем всея Руси.

По стечению обстоятельств в Москве, в этом же году произошел сильный пожар, от которого пострадали многие москвичи. Обвиняя в пожаре бояр, они подняли народное восстание. Наряду с этим, произвол бояр, надоел и дворянам, которые хотели привести государство к единоличной царской власти, а сами стать опорой царя.

После этих событий приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. В нее входили Адашев, Курбский, Сильвестр и др. Избранная рада провела ряд реформ, для создания органов сословно-представительной монархии.

Реформы середины XVI в

Главными реформами были

1. Преобразование органов власти. В феврале 1549 года Иваном IV был созван Собор примирения для решения проблемы злоупотребления местных чиновников и отмены кормлений. В дальнейшем такие созывы стали продолжаться, а собор был назван Земским. Земский собор представлял собой высший орган управления - собрание представителей от каждого сословия населения, кроме крепостных крестьян. На Земском соборе обсуждались политические, экономические и административные вопросы. Основными органами центрального управления стали приказы, имеющие чёткие компетенции. Так, Челобитенный приказ принимал и разрешал жалобы на царя, Поместный приказ вёл дела поместного землевладения, Разбойный приказ занимался розыском преступников и т.д. Основными же местными органами, ликвидировавшими наместников и волостелей, стали выборные земские управления. Так, в поместных уездах появились выборные "губные старосты" из дворян, в крестьянских уездах "земские старосты" из зажиточных крестьян. В их обязанности входили суд, управление податным населением и сбор налогов. В помощь старостам выбирались "целовальники". Так их назвали, потому что при вступлении в должность они целовали крест.

2. Принятие нового Судебника 1550 года, в котором основными правками были моменты, отражающие усиление царской власти. Большая часть из 100 статей судебника касалась управления и суда. Судебник ставил реальные преграды для произвола наместников. Появились "судные мужи" - выборные лица от каждого сословия, контролировавшие судебные разбирательства. Нововведением также стало обязательное протоколирование судебного заседания. Один экземпляр протокола давали "судным мужам". Помимо этого, на последних возлагалась обязанность следить за тем, чтобы представители суда не получали взяток от судящихся. Впервые судебник 1550 года ввел наказание для несправедливых судей. Что касается наказания других лиц, то зависело оно от сословного статуса потерпевшего. 

3. В 1556 году было принято "Уложение о службе", регулировавшее вопросы формирования армии и порядка службы. Начиналась служба в армии с 15 лет. Вотчинники несли службу на равных с помещиками условиях. Каждый феодал, будь он боярин или дворянин, должен был выставить одного конного воина с каждых 150 десятин (170 га) земли. Кто выставлял воинов больше положенного, получал денежное поощрение, а кто меньше, платил штраф. Такой порядок обеспечивал увеличение численности русской армии и препятствовал уклонению от службы. Периодически проводились военные смотры, которые заканчивались тем, что у не явившихся на службу отбирали землю. Военная реформа привела к созданию первого полурегулярного войска, состоящего из стрельцов. Корпус стрельцов находился на содержании казны и был постоянным войском. Но основной военной силой оставалось дворянское ополчение. Результатом военной реформы стало повышение боеспособности русской армии, необходимой для реализации активной внешней политики Ивана Грозного.
 
4. В 1551 году состоялся Стоглавый собор при участии царя, Боярской Думы и духовенства. Царь поставил перед Церковью сто вопросов о жизни и быте. С конца февраля до середины мая Собор для сто ответов на вопросы. Результатом стало составление первого общенародного документа об устройстве Православной Церкви называющийся Стоглав, содержащий разъяснения о соотношении государственного и цековного права. Иван IV хотел дать образование служителям церкви и очистить христианство от язычества. При церквях были заведены училища старост, призванные следить за благочинием духовенства, истреблением соблазнов монашества. Церковь почти полностью одобрила реформы царя, воспротивилась только земельной конфискации. Но Иван IV добился того, чтобы больше Церковь не могла приобрести землю без его разрешения. А земли, приобретенные Церковью до Стоглавого собора, оставались в её владении. 


5. На Стоглавом Соборе было решено перераспределить землю между теми, кто владел излишком и теми, у кого её было недостаточно (подразумевались служилые люди). Для наведения земельного порядка была проведена всеобщая перепись. В результате, прежний подворный налог был заменен поземельным. Так произошло введение новой системы налогообложения для наделов земли - "большая соха". Размеры её зависели от сословной принадлежности. К примеру, у крестьянина земли было мало, а налог он платил большой. Ущемлялись и интересы церкви. Зато помещики пользовались наибольшими привилегиями. Кормления были заменены жалованиями - помоги. Замена произошла следующим образом: вместо кормлений, шедших в руки наместников и волостелей, появился кормленый откуп, поступавший в казну. Уже из казны данные налоговые поступления выдавались в качестве жалований тем, кто вывел на службу больше людей или тем, кто имел земли меньше нормы.  

Опричнина и закрепощение крестьян

В 1560-х годах Иван IV все же отказывается от Избранной рады, полностью распустив ее. В 1565 году для укрепления личной власти, он вводит опричнину. Своего рода метод усиления власти путем террора. Также этот термин означал часть государства с особым управлением для содержания всего царского двора и контролирующих людей — опричников. Опричники — были чем-то вроде тайной полиции, принадлежавшие и полностью подчинявшиеся царю. Они совершали различные карательные операции, для контроля населения путем репрессий.

В годы опричнины государство было фактически поделено на: 
  • государство которым управлял царь, 
  • земщину, где властью была Боярская Дума. 
От опричнины пострадало множество населения, вне зависимости от слоев, даже митрополит Филипп, который осудил ее, был задушен опричником Малютой Скуратовым. Самой кровопролитной расправой было шестинедельное измывательство опричников над жителями Новгорода. На территории, под юрисдикцией опричников запустели села, крестьяне старались сбежать на земщину.

Полностью подчинив власть под свое крыло, Иван Грозный добился единовластия и невозможности дальнейшей раздробленности государства.
 
Однако — это повлекло за собой и негативные факторы:
  • разорение государства, 
  • ослабления войск, 
  • нарушение работы государственного аппарата. 

Поэтому от опричнины пришлось отказаться. Результатом опричнины стало окончательное закрепощение крестьян. С отменой перехода во владение другими помещиками также существенно сократилось количество свободных крестьян, которые просто платили подати или повинности. В 1581 году были установлены — заповедные лета, которые и запретили переход в Юрьев день.
 
Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.4.5 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий