1.3.5 Культурное развитие русских земель и княжеств

Видеоурок: Культура русских земель. Идеал единства Русской земли в произведениях русской культуры



Лекция: Культурное развитие русских земель и княжеств

Конечно, во времена ордынского нашествия, постоянного гнёта и разрушений, культурное развитие русских земель пришло в упадок. Угнанные в рабство ремесленники, без которых зачахло развитие архитектуры и тяжёлые налоги откатили культуру на многие годы. И только после объединения под Московским княжеством северо-восточных земель удалось начать развитие культуры.

Архитектура русских княжеств XII - середины XV веков

После падения Киева история архитектуры продолжилась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Московском княжестве. Русская архитектура, уходившая своими корнями в Византию, стала дополняться техникой каменного строительства Западной Европы. Стали приглашаться архитекторы из других стран, чаще всего итальянские. Обмен опытом и виденьем позволил создать множество архитектурных замыслов.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Во времена правления сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого (1149-1151, 1155-1157) стали появляться белокаменные строения. Среди которых Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Строительство собора длилось с 1152 года по 1157 год. В настоящее время собор является одним из немногих сохранившихся до наших дней памятников белокаменного зодчества XII века. Собор построен в крестово-купольном архитектурном стиле.
  




Дальнейшее развитие архитектура получила в годы правления великого князя Владимиро-Суздальское княжества Андрея Боголюбского с 1157 по 1174 годы. За это время княжество достигло значительного могущества, равных которому на Руси не было. Желая подчеркнуть великолепие и могущество города Боголюбский задумал построить Успенский собор во Владимире. Строительство собора длилось долго, с 1158 года по 1189 год. Князь Андрей приводил мастеров из Киева, Галича, Греции. Но архитектором стал сам король Германии Фридрих I Барбаросса, который дружил с Боголюбским. Король отправил во Владимир лучших немецких мастеров, они то и построили собор. В начале XV века стены внутренних помещений собора украшали иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

Церковь Покрова на Нерли - одно из совершенных архитектурных сооружений домонгольской Руси. Для строительства церкви, согласно легенде, из Булгарии был привезён труднодобываемый белый камень. Предполагаемая дата строительства 1165 год. Церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского — Изяславе Андреевиче.






Золотые ворота во Владимире - ещё один архитектурный памятник периода политической раздробленности, строительство которого было завершено в 1164 году. Использовались как оборонительное сооружение и служили парадным входом в богатую княжеско-боярскую часть города. Через них в город въезжали иноземные гости и стремились ворваться враги, желавшие этим продемонстрировать свою победу. Ворота были покрыты золочеными медными листами, ярко блестевшими на солнце. Со временем облик Золотых ворот сильно изменился. Сейчас в г. Владимир располагается полномасштабная реконструкция Золотых ворот. 




При следующем князя Всеволоде III Большое Гнездо появился шедевр белокаменной резьбы - Дмитриевский собор во Владимире, построенный за 1194-1197 гг. Собор был личным придворным храмом Василия. К строительству были привлечены русские архитекторы. Но над каменной отделкой, наряду с русскими, трудились и греческие мастера. Из-за обилия узоров в камне собор называют "поэма в камне". Внутренний же интерьер оформлен довольно скромно.





Крупные памятники культуры строились и при последующих князьях. Однако нашествие монголо-татар положило конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси.  

Архитектура Новгородской республики

Новгородская архитектура эпохи политической раздробленности отличалась отсутствием излишней декоративности, сохраняя черты архитектурной школы времён строительства Софийского Собора в Новгороде. Стены храмов полностью украшала фреска. Расцвет зодчества произошёл во второй половине XIV века, когда Новгородская республика достигла своего максимального могущества. 

В Великом Новгороде в 1360-1361 гг. была построена церковь Фёдора Стратилата на Ручью - классический памятник новгородского зодчества. Заложена церковь на берегу ручья по указу посадника Семёна Андреевича. 








В 1374 году также в Новгороде появилась церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Внутренние стены церкви в 1378 году украсил фресковой росписью выдающийся иконописец Феофан Грек, приехавший из Константинополя. Эти фрески стали единственными работами мастера, сохранившимися до наших дней.  






Архитектура Московского княжества

В архитектуру Московского княжества также возвращается каменное строительство. Зодчие Москвы перенимали и внедряли опыт архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. В 1326 году князь Иван Калита на месте разрушенного во время монголо-татарского набега деревянного Дмитриевского собора построил Успенский собор, который со временем сильно обветшал и был подвергнут сносу. Строительство нового Успенского собора было начато в 1475 году при Иване III.  

В 1366—1367 годах, в правление Дмитрия Ивановича Донского произошла замена деревянных стен и башен Московского Кремля. На их месте появились белокаменные стены Кремля. Иначе их называют Кремлью Дмитрия Донского (изображение А.М.Васнецова). 






В конце XIV и первой половине XV веков велось строительство Спасского собора Андроникова монастыря в Москве. Собор был основан игуменом Андроником Московским ещё в 1357 году. Тогда он был деревянным и сгорел во время пожара. На его месте был построен белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. 







Литература XII - середины XV веков

Основными чертами древнерусской литературы были историзм, традиционализм, патриотизм, религиозное мировоззрение и христианские ценности. До монгольского нашествия литература развивалась в трех направлениях: летописание, "слово" (речи) и дворянская публицистика. 

Первой светсткой проповедью стало "Поучение Владимира Мономаха". Автор Владимир Всеволодович Мономах (годы жизни 1053—19 мая 1125) - великий князь киевский с 1113 по 1125гг. Поучение представляет собой своего рода нравственное завещание детям. В нём Мономах призывает быть добрым, помогать нуждающимся, почитать старших и священников, быть верными, гостеприимными, трудолюбивыми, честными. Особое внимание уделяет образованности человека, ставя в пример для подражания своего отца Всеволода Ярославича (сын Ярослава Мудрого), который знал пять языков. Поучение зиждется на христианских заповедях, Мономах требует любить Бога, молиться. Точная дата написания произведения не известна. Первый издатель данного произведения А. И. Мусин-Пушкин отмечал, что "Поучение" было составлено в последние года жизни Мономаха.


Наиболее известным памятником XII в. стало "Слово о полку Игореве", в которой описывался поход князя Игоря Святославовича 1185 года на половцев. Ключевой идеей произведения является призыв к единству Руси, прекращение вражды и усобиц князей Игоря и Всеволода. Автор "Слова" не известен. Предполагаемая дата написания 1185 г. или 1186 г.

Известным памятником XIII века является "Моление Даниила Заточника", в котором автор с просьбой о милости обращается к князю Ярославу Всеволодовичу, просит избавить от нищеты и горя.
 
Главной литературной мыслью во время монголо-татарского нашествия была борьба с Золотой Ордой. Первым литературным откликом на вторжение Батыя в Северо-Восточную Русь стало "Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава". Произведение представляло собой плач об утраченной силе Руси. Вероятно то, что авторами были дружинники князя. В то же время появилась "Повесть о разорении Рязани Батыем", посвященная взятию монголо-татарами города Рязань.  

Памятником древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. стала "Задонщина", посвященная победе русских князей на Куликовом поле. Также данному историческому событию было посвящено "Сказание о Мамаевом побоище".

Активно пишутся различные — жития, описывающие автобиографию различных людей того времени, к примеру, митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Дмитрия Донского и др. Церковная литература пользовалсь большой популярностью.

Живопись XII - середины XV веков

В искусстве живописи указанного периода были распространены фреска - рисунок на сырой штукатурке, мозаика - изображение, собранное из мрамора или цветных камней, иконопись - религиозная живопись и миниатюры - картинки в текстах. Следует отметить, что в иконописи соблюдался жесткий канон. Что ограничивало потенциал живописцев того времени.

Самым известным художником-иконописцем конца XIV века был Феофан Грек. Помимо, икон Феофан Грек прославился мастерством мозаики. В XV веке лучшим иконописцем был Андрей Рублев, чья слава не померкла и до наших дней.

 
Предыдущий урок
Следующий урок

Больше интересных статей:

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.4.5 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий