Foxford

Эссе по обществознанию: Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно (И. Фихте)


И. Фихте в своём высказывании подразумевает социальную природу человека, подчёркивая то, что он предназначен для жизни в обществе. Основная идея заключается в том, что человек становится человеком только, живя в обществе. Что же такое общество и какового его значение для становления человека?

Общество — многозначное понятие. Одно из них гласит, что общество - это обособившаяся от природы, но всё ещё зависимая от него система, включающая в себя человечество в целом и отношения между разными индивидами. Одной из важных функций общества является социализация.  Это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм и усвоения социальных ролей. Социализация человека начинается с самого рождения. Её первичным агентом является семья. Именно в ней человек впервые сталкивается с правилами и нормами жизнедеятельности в обществе. Со взрослением человека расширяется круг агентов, участвующих в его социализации. Так, появляется детсад, школа, ВУЗ, армия, партия, трудовой коллектив, религиозная организация и т.д. Все они участвуют в становлении человека, воспитывая в нём социально значимые качества. Что происходит если человека существует вне общества?

Ярчайшим примером являются так называемые «дети-маугли»: в истории неоднократно случалось, что человеческие дети были взращены в дикой природе животными. Несмотря на те же биологические характеристики, что и все люди, они не могли считаться людьми в социальном смысле слова: у них отсутствовала членораздельная речь, они не умели общаться и взаимодействовать с другими людьми, не обладали знаниями, не умели пользоваться даже самыми обыкновенными предметами. Даже если таких детей пытаются интегрировать в общество, это оказывается практически бесполезным: они не могут освоить человеческий язык, понять структуру общества и свою роль в нём. В итоге они остаются гораздо ближе к животным. Этот пример иллюстрирует нам то, как важна первичная социализация для индивида. Выходит, взращён человек может быть только в обществе. Но всегда ли общество влияет на человека положительно?

Нередко общество при всём своём положительном влиянии может оказывать и негативное влияние. Общественная жизнь полна соблазнов и пороков, и нередко люди отказываются от неё по разным причинам. Таких людей называют отшельниками: уйдя от общества, они ищут покоя и гармонии с миром и самими собой, стремятся к духовному очищению и развитию. Религия часто играет здесь важную роль. Искусство часто обращается к знаменитому сюжету — искушению святого Антония. Уйдя от людей и живя в пустыне, он постоянно испытывал соблазны, но смог успешно их побороть. Для этого понадобились железная воля, высокий уровень духовной культуры, выдержка, а, главное — вера, не только смиренная вера в Бога, но и в величие собственной души. Все эти качества присущи выдающейся личности. Выходит, в какой-то степени он стал даже выше, чем человек, и при этом настоящим человеком. Тем не менее, его пример снова доказывает связь человека и общества, ведь культура и цивилизация, в которой он был взращён, были созданы человечеством. Значит, и его связь с человечеством не была оборвана или потеряна до конца: в каком-то смысле он продолжал пребывать в обществе.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что человек действительно может называться человеком только в обществе. Но и это неоднозначно, потому как влияние общества может оказаться разным.

👉 Правила написания мини - сочинения (эссе) по обществознанию
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.

Больше интересных статей:

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий