1.12 Образование, его значение для личности и общества
Видеоурок:
Лекция:


Образование – это целенаправленный, специально организованный процесс передачи молодым поколениям знаний и опыта предыдущих поколений, а также результат их усвоения.
Процесс образования включает в себя обучение и воспитание, благодаря которым формируется ум и характер человека. Какие же функции выполняет образование? Это:
- Мировоззренческая – с помощью образования человек формирует свои взгляды на мир и собственное место в этом мире.
- Социализация – путём образования человек усваивает культурные ценности и социальные нормы, учится правильно вести себя в конкретных жизненных ситуациях.
- Воспитательная – формирование личности и её гражданское становление.
- Обучающая – усвоение знаний и овладение умениями и навыками.
- Развивающая – удовлетворение духовных потребностей человека в познании, творческом росте.
- Профессиональная – подготовка квалифицированных специалистов, повышение квалификации и переподготовка.
Для реализации функций образования созданы образовательные учреждения: детсады, школы, колледжи, техникумы, ВУЗы и пр. Но получить образование человек может и самостоятельно, к примеру, с помощью Интернет, посетив библиотеку, музей, посмотрев телепередачу.
Мы живём в информационном обществе, в нём обширно производится, хранится и воспроизводится информация, а ключевую роль играют качественные знания. От чего зависит качество знаний? От двух факторов. Во-первых, от качества предоставляемых образовательным учреждением услуг. Во-вторых, от старательности и усидчивости самих учащихся. Образованию в нашей стране отводится приоритетное значение. Каждый гражданин, согласно статье 43 Конституции РФ имеет право на гарантированное бесплатное образование. Это право конкретизируется в ФЗ «Об образовании в РФ». В современном динамично развивающемся информационном обществе, очень важна непрерывность образования и готовность человека учиться всю жизнь. Поэтому образование Российской Федерации требует от человека стать конкурентоспособным специалистом в своей профессии. Кто же такой конкурентоспособный специалист? Какой он? Это человек,
- желающий достичь успеха в карьере и жизни,
- владеющий современными информационными технологиями,
- следящий за стремительным развитием науки и обновлением информации,
- готовый переучиваться и систематически повышать свою квалификацию,
- самостоятельный и критически мыслящий гражданин,
- стремящийся совершенствовать общество и государство.
Согласно ФЗ "Об образовании" образование делится на два уровня: общее и профессиональное.
Уровнями общего образования являются:
- Дошкольное образование
- Начальное общее образование (1-4 кл.)
- Основное общее образование (5-9 кл.)
- Среднее общее образование (10-11 кл.)
Уровнями профессионального образования в РФ являются:
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование (бакалавриат)
- Высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура)
- Высшее профессиональное образование (подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура для подготовки научно - педагогических кадров; адъюнктура - аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел РФ и Министерству обороны РФ; ординатура - завершающая ступень подготовки медицинских кадров; ассистентура - стажировка - форма подготовки высших кадров в сфере искусств).
Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах, колледжах, училищах, а высшее профессиональное в университетах, академиях, институтах.

Современная система образования является открытой и непрерывно развивающейся. В каком направлении оно развивается, к чему стремится? На этот вопрос поможет ответить краткая характеристика тенденций развития современного образования:
- Гуманизация – признание прав и достоинства каждого участника образовательного процесса, учёт индивидуальных особенностей учащихся.
- Гуманитаризация – увеличение объёмов преподавания социально-гуманитарных дисциплин, способствующих свободному владению родными и иностранными языками, овладению экономической и юридической грамотностью.
- Дифференциация (профилизация) – создание условий для реализации интересов обучающихся, предоставление выбора учебных дисциплин, группировка обучаемых по признаку успеваемости.
- Информатизация – оснащение образования компьютерными технологиями с целью повышения информационной грамотности.
- Интернационализация – сближение национальных систем образования и установление единых образовательных стандартов в разных странах. Так, Россия, согласуя свою систему высшего образования с европейской Болонской, ввела уровни бакалавриата и магистратуры в ВУЗах.
Задание: Приведите в комментариях примеры, иллюстрирующие функции образования. Мой пример, воспитательная функция: на классном часу ученики 9 класса узнали о толерантности. А теперь ваш черёд писать пример)))
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме "Образование как социальный институт"
Интеллект-карта по обществознанию №12

Оставить комментарий